Сгоны для труб: конструктивные особенности и советы по установке

Муфты и сгоны для труб – изюминки и использование

Любой трубопровод непременно испытывает недостаток в ремонте. В цельных системах замена каких-либо отдельных деталей связана с рядом сложностей, исходя из этого во многих системах используют резьбовые соединения при помощи муфт и сгонов. В данной статье мы рассмотрим, что это такое, чем отличаются эти детали друг от друга и как выполняется монтаж трубопровода с их помощью.

Муфта

Неспециализированные сведения

Муфта представляет собой соединительный фитинг, внутренний диаметр которого равняется наружному диаметру труб. На обоих концах детали имеется внутренняя резьба, в которую вкручиваются трубы. Протяженность резьбы труб наряду с этим два раза меньше фитинга, что разрешает вкручивать их на однообразную глубину.

Особенности муфтового соединения

Дабы верно выполнить своими руками соединение конструкции при помощи данного фитинга, нужно ознакомиться с его спецификой. В случае если пристально рассмотреть резьбу на трубе, то окажется, что последние витки имеют меньшую глубину на участке, где резьба переходит в гладкую поверхность. Эти витки называются сбегом, который заклинивает соединительный фитинга.

Так, деталь накручивается на сбег и стопорится, по окончании чего в нее вкручивается вторая труба. В случае если окажется, что резьбовой участок трубы дольше, чем свободное пространство фитинга, сбег окажется за его пределами, в следствии чего заклинивания не случится, и вода потечем по каналам резьбы наружу.

Исходя из этого по окончании монтажа труб, между ними должно оставаться несколько витков. Это правило нужно выполнять при независимой нарезке резьбы.

Не обращая внимания на то, что муфтовый монтаж есть разборным, заменить какой-либо отдельный участок трубопровода, не разобрав всю систему, не окажется. Дабы упростить эту задачу, на отдельных участках конструкции устанавливают сгоны, устройство которых мы рассмотрим ниже.

Сгоны

Неспециализированные сведения

Сгон так же представляет собой соединительный фитинг, который, по сути, есть коротенькой трубкой. С одной стороны деталь имеет маленькую резьбу для соединения с фитингом. На другом ее конце имеется долгая резьба, на которой помещается контргайка и всецело муфта для соединения труб.

Нужно дабы изделие имело достаточно долгую резьбу, поскольку , если детали не помещаются на участке с резьбой, нужно будет увеличивать расстояние между соединенными торцами трубы и сгона, что уменьшит прочность соединения.

Нужно заявить, что данный соединительный элемент значительно чаще используется для водопроводов. По данной причине он испытывает недостаток в хорошей антикоррозионной защите. Наиболее распространенными являются следующие виды сгонов:

НикелированныеЗначительно чаще используются в жилых помещениях, дабы придать трубопроводу более эстетичный вид. Само собой разумеется, цена таких фитингов более высокая, чем простых стальных.
ОцинкованныеПрименяют на участках, где система подвергается действию атмосферных явлений.
СтальныеЗначительно чаще используют для трубопроводов, каковые укладываются в землю. Для защиты от коррозии делают их покраску.

В соответствии с ГОСТ6357-73 размеры сгонов для труб смогут быть следующими:

Протяженность изделия, ммВнутренний диаметр, ммПротяженность долгого резьбового участка, ммПротяженность маленького резьбового участка, мм
150506517
130325513
11015409

Помимо этого, существуют кое-какие промежуточные размеры. Естественно, подбираются соединительные детали в соответствии с диаметром трубопровода.

Особенности соединения

Инструкция по сборке трубопровода выглядит следующим образом:

  • Прежде всего на трубу накручивается муфта.
  • После этого изделие маленькой стороной вкручивается в соединительный фитинг (в некоторых случаях сгон соединяется напрямую). Соединение должно оказаться крепким, исходя из этого закручивать детали нужно до упора.
  • На долгий конец детали необходимо накрутить контргайку.
  • Потом со стороны долгого резьбового участка необходимо накрутить соединительный фитинг до упора.
  • Затем нужно подвести конец сгона к трубе и свинтить муфту, дабы она неспешно начала переходить на трубу. Чем правильнее совпадают оси деталей, тем легче выполнить соединение.
  • Потом фитинг стопорится контргайкой, для этого контргайку нужно подвернуть к муфте, покинув расстояние в пара сантиметров. Появившееся пространство между деталями необходимо заполнить прядями льна, каковые наматываются в сторону вращения гайки. Затем контргайка закручивается до упора, в следствии чего соединение уплотнится, и вода не сможет просачиваться через него.

Контргайку оптимальнее накручивать гаечным ключом, поскольку ее грани достаточно узкие.

Обратите внимания! Для герметичности стыков труб на резьбу направляться наматывать фум-ленту.

Особенности демонтажа

Газопроводы и водопроводы принято красить в целях защиты от коррозии. Краска способна продолжить срок эксплуатации системы, но, демонтировать резьбовые соединения затем весьма сложно. Исходя из этого окрашивать участки с резьбой возможно не более одного раза, а при разборке их необходимо промазать консистентным жиром.

В случае если нужно разобрать участок конструкции с многократно окрашенными соединительными элементами, предварительно нужно сжечь краску паяльной лампой либо счистить ее механическим методом, к примеру, ножом либо шилом.

Трудоемкость демонтажа сильно зависит от материала фитингов. К примеру, детали, выполненные из ковкого чугуна намного меньше «срастаются» со стальными трубами. Исходя из этого как правило их возможно открутить при помощи гаечного ключа. А вот стальную муфту раскрутить ключом вряд ли окажется.

Обратите внимание! Не следует усиливать ключ рычагом, поскольку его возможно сломать, не открутив деталь.

Кроме этого при разборке трубопровода оказывает помощь нагрев. Для этих целей возможно применять газовую горелку либо паяльную лампу. В зависимости от диаметра трубопровода, на прогрев может уйти от 15 мин. до часа. Наряду с этим, в ходе прогрева трубу нужно периодически поворачивать, дабы уплотнение обгорело со всех сторон.

Вывод

Муфты и сгоны снабжают разборное соединение трубопровода. Причем, применение сгона разрешает демонтировать участок системы без разборки всего трубопровода, что может потребоваться при исполнении разных ремонтных работ. Из видео в данной статье возможно взять дополнительную данные по данной теме.

Сгоны для труб как одна из разновидностей фитингов для монтажа трубопроводов

При монтаже трубопроводов различной функциональности используются вспомогательные детали для состыковки, разветвления и регулировки потока. Среди перечня этих элементов немаловажную роль отдают фитингам. К ним относятся и сгоны для труб. Эти заготовки хорошо известны специалистам по сантехнике, благодаря простоте применения. Но, как и остальные детали, они имеют свои технические характеристики и условия применения.

Сгон — это соединительная деталь, применяемая при монтаже трубопроводов

Характеристики муфты-сгона для трубопровода

Сантехнический сгон – соединительная деталь для стыковки труб при обустройстве коммуникаций, предотвращающий протечки. От него во многом зависит целостность и надежность всей системы, а также простота соединения отдельных узлов. На сегодня разработано несколько разновидностей состыковки труб и устранения разгерметизации, включая сгон стальной. Основные типы соединения металлических труб:

  1. Со сваркой.
  2. Без сварки (посредством резьбовых соединений).

Присоединение труб и шаровых кранов без применения сварочного аппарата производится посредством всевозможных:

  • переходников;
  • резьбовых муфт;
  • поворотных деталей;
  • переходников;
  • фланцев;
  • патрубков;
  • отводов;
  • бочонков;
  • штуцеров;
  • сгонов.

При правильной состыковке с помощью грамотно подобранных соединительных элементов трубопроводу обеспечена герметичность и долговечность эксплуатации без протечек. Внешне сгон – обычная деталь с резьбовым соединением, напоминающая другие трубные заготовки. Принципиальное отличие – небольшой участок резьбы на одном конце и широкий с обратной стороны. С его помощью производят разные соединения, например, с муфтой и контргайкой на длинной резьбе. На короткой можно поставить заглушку или наращивать трубопровод.

Сгон может иметь резьбовое соединение или монтироваться при помощи сварки

Основное преимущество этих металлических заготовок – сборка без сварки для неподвижных трубопроводов. Эти детали незаменимы там, где трубы невозможно проворачивать. С недавних пор, как альтернатива сгонам, используется «американка» или универсальное резьбовое соединение. Но на разных участках трубопровода можно применять оба способа.

Сгоны нередко помогают сменить шаровые краны без сварки. Для этого резьбовую заготовку крепят на одном конце крана, а муфту с контргайкой – на другом. При закручивании наматывается уплотнитель.

Внимание! Нецелесообразно использовать большое количество резьбовых соединений, особенно на участках трубопровода с большим давлением, это увеличивает вероятность протечек.

Стандартизация сгонов

Выпуск данных деталей регламентрируется несколькими стандартами.

  1. Соединительные детали для водопроводов производят в соответствии со стандартом DIN 16961.
  2. Сгоны выпускают по ГОСТ 8969-75 из металлических труб, предназначенных для водо- и газопровода (других неагрессивных сред) по ГОСТ 3262-75.
  3. Диаметр и толщина стенок труб варьируются, поэтому к ним выпускаются соединительные детали с разными параметрами и типом соединения, черные и оцинкованные.
  4. Соединение труб без сварки допустимо там, где невысокое давление (газ, вода, пар до 1,6 МПа.) и температура не выше 175°С.
Читайте также:  Чердачные лестницы Fakro: плюсы и минусы

Резьбовое соединение может быть использовано только при монтаже системы с невысоким давлением

Сантехники также называют сгоном длинную резьбу на подводке к сантехническим приборам. Условное деление стандартных сгонов:

Компенсирующие сгоны, снабженные длинной резьбой, используются при подводке к сантехнике, радиаторам отопления и другим изделиям для минимизации отклонений. Можно заменить их нестандартными отрезками по 170 мм и 190 мм и патрубками по 170 мм и 130 мм. Допустимо компенсируется отклонение в пределах 50 мм, которое обнаруживается при установке сантехнического и отопительного оборудования.

Примечание! Детали из нержавеющей стали служат раза в 3 дольше, чем сгоны из углеродистой, и вдвое дольше, чем оцинковка. Более высокая стоимость стальных заготовок из нержавейки с лихвой компенсируется продолжительным сроком эксплуатации. В продаже также можно найти заготовки из чугуна, латуни и меди, которые более устойчивы к влиянию агрессивных сред.

Наиболее востребованные типоразмеры (диаметр условный), принятые у нас и за рубежом:

  • ДУ15 (1/2 дюйма);
  • ДУ 20 (3/4 д.);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 и 1/4 д.);
  • ДУ 40 (1 1/2 д.);
  • ДУ 50 (2-х дюймовый сгон).

Сгоны бывают разного диаметра и отличаются назначением

За более точными параметрами нужно обратиться к таблице стандартизации по ГОСТ 8969-75, где указан вес заготовок и форма поставок. Это поможет оптимизировать транспортные расходы.

Сгон стальной на коротком отрезке резьбы имеет 5-6 оборотов нарезки (7-17 мм), на длинной резьбе – около 20 (до 85 мм). Компенсирующие заготовки могут иметь увеличенные параметры. Резьба производится посредством токарного станка или промышленного оборудования.

Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах

Основные преимущества сочленения неподвижного трубопровода на резьбе:

  • при монтаже легко обойтись без специального оборудования (сварочный аппарат):
  • не нужна квалификация сварщика и большой опыт по монтажу трубопроводов;
  • достаточно соблюдения технологии и рекомендаций по состыковке трубных заготовок;
  • без сварки получается надежная состыковка труб;
  • после работы остается разборный блок, упрощающий в дальнейшем ремонт данного участка трубопровода.

Среди минусов специалисты отмечают вероятность течи при негерметичном соединении посредством контргайки.

Внимание! Важно условие качественного соединения – точное соответствие размеров деталей, поэтому важны параметры труб в месте соединения. Рекомендация специалиста по длине сгона – он должен быть чуть длиннее разрыва.

При выборе детали весомое значение имеет ее длина

Способы соединения трубопроводов со сгоном

Сгоны сантехнические отличаются от других трубных заготовок тем, что у них резьба нанесена снаружи. Это очень удобно в работе, например, при установке крана шарового со сгоном. Однако в трубопроводах большого диаметра предпочтительнее монтаж на фланцах, особенно когда необходимо сделать разборное сочленение. На сгоне между муфтой и гайкой наматывают паклю, чтобы окончательно закрепить сочленение.

Стандартный способ соединения при монтаже вентильного или шарового крана предполагает применение сгона с муфтой и контргайкой и короткой резьбы с другой стороны для состыковки с трубой. В качестве уплотнителя используют сантехническую паклю, смазанную солидолом или специальную пасту. Подготовленная основа совмещается на концах с прокручиванием муфты.

Иногда требуется демонтаж части трубопровода для удаления ржавчины и прочих засорений системы. Тогда стальные сгоны с муфтой и контргайкой разбирают и устраняют проблему. Отслужившую свой срок деталь лучше заменить на новую, не дожидаясь течи и других осложнений. Блок снимают рычажным ключом.

На открытых участках трубопровода в квартире или частном доме для эстетики рекомендуется использовать изделие с антикоррозийной защитой. То есть, не обычный сгон сантехнический, а никелированный. Для обеспечения герметичности важно точное совпадение заготовок и труб по одной оси.

Какие сгоны для труб наиболее эффективны и надёжны – виды и особенности

Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.

Что такое муфта

Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.

Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.

Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.

Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.

Что такое сгоны

Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.

Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.

Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.

Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:

  • Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
  • Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
  • Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.

Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:

  • 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе — внутренний диаметр, третье — длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм.

Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.

Технология сборки трубопровода

Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Сначала на трубу следует накрутить муфту.
  • Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
  • На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
  • Следом за ней идет соединительный фитинг.
  • Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
  • Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.

Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.

Рекомендации по демонтажу

Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.

Читайте также:  Ковровые дорожки в прихожую

Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.

Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.

Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.

Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.

Заключение

Итак, мы выяснили, что это — сгон на трубопроводе и муфта. С применением данных деталей создается разборное соединение трубопровода. Применение сгона обеспечивает возможность демонтажа некоторого участка системы без необходимости разбора трубопровода целиком в случае проведения ремонтных работ.

Сгоны для труб: размеры, устройство и монтаж в систему

Для резьбового соединения стальных трубопроводов применяют муфты с внутренней резьбой, но даже в том случае, если участки трубопровода подходят вплотную друг другу, соединить их одной деталью не получится (если это не американка с накидной гайкой) из-за одинакового направления резьбы. Для этих целей используют промежуточные отрезки – сгоны для труб, размеры и материал изготовления которых регламентируются ГОСТ.

При самостоятельном монтаже водопроводной или газовой магистрали из металлических труб, сгоны понадобятся для подключения трубопроводов к сантехническим приборам или газовому оборудованию. Для безопасного и правильного монтажа системы полезно знать основные размеры, материалы и способы изготовления данного элемента сантехнической арматуры.

Рис.1 Сгоны в системах отопления, водоснабжения и газопроводах

Сгоны для труб – размеры согласно ГОСТ

Сгон представляет собой отрезок трубы с двухсторонней резьбой разной длины, ее средний размер с короткой стороны – 5 ниток, длинная имеет протяженность не менее 20 витков. Металлические или оцинкованные сгоны концом с короткой резьбой подключают к оборудованию (газовые плиты, радиаторы отопления, котлы), а по длинной резьбе перемещается соединительная муфта соответствующей длины и контргайка. При стыковке на другую трубу накручивается длинная муфта с герметизирующим уплотнителем (льняная пакля, сантехническая нить, ФУМ-лента), с другой стороны муфты намотанный уплотнитель прижимают контргайкой.

Параметры сгонов регламентированы ГОСТ 8969-75, где указаны их размер, длина резьбовых участков, диаметр резьбы в дюймах.

Рис. 2 Сгон – внешний вид и материалы изготовления

Где используются и устанавливаются сгоны

Сгоны применяют в водопроводах, системах отопления, газопроводах, их устанавливают:

  • В линиях водоснабжения и отопления после вентиля на стояке. Это позволяет извлечь запорную арматуру из трубопровода в случае неисправности для ремонта или замены.
  • При подводке к радиатору отопления из чугуна старого образца труб, также их применение позволяет очистить трубопровод от известковых отложений и ржавчины.
  • На подводку при подключении автономного оборудования для нагрева воды – газовых котлов, бойлеров, расширительных баков и сантехнической арматуры (смесители с разъемом елочка).
  • На трубопровод для подводки газа к бытовому и водонагревательному оборудованию – плитам, котлам.
  • Иногда сгоны используются на участках системы для получения дополнительного отвода, при этом муфту заменяют тройником, а расстояние между трубами увеличивают.

Рис. 3 Сгон стальной цилиндрический – размеры по ГОСТ 8969-75.

Устройство соединения со сгоном и его обозначение

Стальные соединительные муфты с цинковым покрытием или без него, имеющие двухстороннюю резьбу резьбу, предназначены для соединения водо- и газопроводных труб в системах отопления, газопроводах, водопроводах и других линий с не агрессивным рабочим телом при температуре до +175 С. и давлении меньше 1,6 МПа. (16 атм. или бар.). Для соединения трубопровода с сантехническим и газовым оборудованием в состав фитинга входит соединительная муфта (имеет боковые продольные ребра для сцепления с газовым ключом) и контргайка со стандартными размерами, соответствующими наружной трубной резьбе фитинга по ГОСТ 8969-75.

Маркировка фитинга по ГОСТ 8969-75 включает в себя наименование детали (сгон), условный диаметр, материал изготовления (литера Ц для оцинкованной стали) и указание вышеприведенного стандарта. Пример маркировки – Сгон 25-Ц ГОСТ 8969-75.

Рис. 4 Монтаж сгона

Как производится монтаж сгона в систему

Муфты стальные соединительные для монтажа и устройства водопроводов, устанавливаемые после вентилей, монтируются с соблюдением следующих правил:

  • Фитинги должны иметь длину просвета между трубами не более 5 мм. с учетом углубления стороны с короткой резьбой в присоединяемое оборудование или арматуру.
  • На сторону с резьбой длиной не менее 20 ниток последовательно наворачиваются контргайка стальная и соединительная муфта.
  • Льняное волокно или нить наматываются по ходу резьбы
  • При монтаже на короткую сторону наматывают льняное волокно, смазывают его специальной пастой и ввинчивают трубу сгона в выходной патрубок вентиля вручную, а затем поджимают газовым ключом. Для удобства используют второй ключ, удерживая им корпус вентиля во избежание проворачивания на трубопроводе.

Рис. 5 Части соединительные стальные по ГОСТ 8965-75

  • Наворачивают на длинную сторону соединительные детали: контргайку до упора и муфту, на подсоединяемую трубу по ходу резьбы наматывают лен.
  • Сгоняют длинную муфту вниз и наворачивают на трубу, дожимая ее газовым ключом.
  • Наматывают льноволокно с другого конца муфты, обмазывают его пастой и затягивают контргайку.

Необходимо понимать, что подмотка с другого конца не попадает под резьбу муфты, поэтому уплотнение и герметизация соединения будет осуществляться за счет сдавливания волокна контргайкой. Поэтому наматывать следует большее количество витков льноволокна с таким расчетом, чтобы контргайка подходила к муфте или между ними оставался небольшой зазор (не более 1 мм.) после сильного стягивания с большим прилагаемым усилием.

Какой материал используется для изготовления сгонов

Основным материалом изготовления сгонов является обычная или оцинкованная сталь, при использовании индивидуальных водопроводов для подачи питьевой воды используют материалы, не подверженные коррозии – латунь, нержавеющая сталь.

Рис. 6 Размеры водогазопроводных стальных труб для изготовления сгонов ГОСТ 3262-75

Можно ли самостоятельно изготовить сгон и как это делать

При устройстве трубопроводной магистрали своими руками иногда возникает ситуация, когда требуется подборка нужной длины сгонов – заводские изделия по стандартам перекрывают лишь узкий диапазон размеров и диаметров. В этом случае используют самостоятельно изготовленную трубу, а зажимную контргайку и муфту необходимого диаметра берут от другой заготовки. Для изготовления нужно использовать подходящий по длине отрезок газовой трубы, для проведения работ потребуется плашка с держателем или клупп, масло, тиски для зажима заготовки, ножовка по металлу или болгарка для резки трубы.

Рис. 7 Пример монтажа сгона на ФУМ ленту для установки газового счетчика

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Отрезают от трубы заготовку нужной длины, зажимают деталь в тиски, наружные торцы с обеих сторон защищают наждачной бумагой, болгаркой или напильником.
  2. Смазывают трубную поверхность со стороны короткой резьбы, вставляют в держатель или клупп плашку и плотно прижимают ее к торцу, стараясь выдержать строго перпендикулярное положение относительно оси заготовки.
  3. Начинают вворачивать плашку в трубу, прилагая при этом максимальное усилие, после нескольких витков и схватывания зубцов плашки за резьбу, прижимное усилие не требуется.
  4. Нарезку производят в прямом и обратном направлении, периодически извлекая инструмент и очищая его от стружки чистой тряпкой вместе с трубной поверхностью.
  5. После прохода на короткой стороне 5 – 6 витков деталь переворачивают и приступают к нарезанию длинной резьбы из 20 витков на другом конце.

Рациональнее использовать при первичной нарезке старую изношенную плашку, после чего ее можно заменить новой для чистовой проходки.

Рис. 8 Порядок изготовления сгона своими руками

Сгон является одним из распространенных вариантов подключения стальных трубопроводов к сантехнической и газовой арматуре, оборудованию. При правильном монтаже соединительная муфта обеспечивает надежное, долговечное и герметичное соединение, при необходимости фитинг подходящей длины несложно сделать своими руками.

Сгоны для труб: конструктивные особенности и советы по установке

Обычно трубы крепятся между собой, а также присоединяются к сантехнике и газовым конструкциям при помощи муфт, внутри которых сделана резьба. Но в том случае, когда эти участки расположены слишком близко друг к другу, воспользоваться муфтой не получится, так как направление резьбы будет совпадать. Иными словами, возникнет ситуация, когда пытаются соединиться неповоротные детали. Может случиться и так, что сварка будет невозможна. Поэтому всегда имеет смысл воспользоваться сгонами – специальными промежуточными отрезками для трубопровода, обеспечивающими качественное соединение и защищающими от протечек.

Читайте также:  Лестничные марши: оптимальные размеры и важные требования к установке

Технические характеристики

Сгон выглядит как отрезок трубы, с обеих сторон которого выполнена резьба. Отрезок должен быть обязательно прямой либо угловой. С короткой стороны резьба состоит из 5 витков, а с длинной – из 20 витков и более, вплоть до 30. Коротким концом сгон подключается к патрубку оборудования, например, газового котла или батареи, длинным – стыкуется с другой трубой. По длинной резьбе также «идет» муфта подобранного размера с контргайкой.

На другую трубу помещается муфта с уплотнителем для герметизации, который прижимается контргайкой. В качестве последнего может выступать льняная пакля, сантехническая нить либо другие материалы.

Сгоны выполняются из металла, часто «усиливаются» цинковым покрытием. Если требуется достойный внешний вид труб, есть возможность приобрести элементы с никелированным покрытием. Часто на маркировке сгона указывается две цифры, например, 75/76. Это говорит, что внешний диаметр изделия составляет 76 миллиметров, а внутренний – 75 миллиметров.

Параметры (длина витков резьбы, ее диаметр и размер сгона в дюймах) должны соблюдаться по ГОСТу и соответствовать габаритам установленного трубопровода, например, 25 миллиметрам (1 дюйму). Максимальный диаметр сгона составляет 50 миллиметров, минимальный – 15 миллиметров. Если диаметр самого трубопровода больше, то решение задачи осуществляется, благодаря использованию фланцев.

Максимальная длина фитинга составляет 160 миллиметров (для диаметра в 50 мм), а минимальная – 110 миллиметров (для диаметра в 15 мм). Эти показатели опять же можно найти в ГОСТе. Однако на практике реальность часто не соответствует стандартам, поэтому лучше самостоятельно все измерять и покупать детали нужной длины.

Существует классификация сгонов в зависимости от сферы их применения: короткие, длинные и компенсирующие. Последние применяются для сантехники, батарей и других устройств с целью минимизации отклонений в пределах 5 сантиметров, обнаружившихся в ходе установки. Длина коротких сгонов составляет от 10 до 15 сантиметров, а длинных – порядка 30 сантиметров. Длина компенсирующих сгонов варьируется от 13 до 17 сантиметров.

Длинная резьба у короткого вида составляет от 5 до 9 сантиметров, а короткая – от 9 до 17 миллиметров. Вообще, размеры короткой стороны одинаковы у всех типов сгонов. Длинная сторона длинных сгонов также варьируется от 5 до 9 сантиметров. Длинная сторона компенсирующих сгонов составляет от 7.5 до 10 сантиметров.

К основным плюсам эксплуатации сгонов относятся:

  • простой монтаж без сварочного аппарата;
  • отсутствие необходимости приглашать специалиста;
  • появление специального блока, упрощающего разборку в случае необходимости ремонта, прочистки или замены.

Кстати говоря, демонтаж происходит в следующей последовательности: сначала гайка, затем муфта, потом сам сгон. Осуществляется разборка при использовании рычажного ключа.

Среди минусов выделяют вероятность возникновения течи из-за отсутствия герметичности.

Предназначение

Способ соединения элементов трубопровода зависит от нескольких факторов, например, материала изготовления труб, вида транспортируемого вещества, а также условий рабочей среды. Основное предназначение сгонов для труб – подключать их к сантехнике или газовым устройствам. Здесь не подходит сварка, потому что соединение должно быть разъемным: при необходимости какой-то элемент, возможно, придется демонтировать. Например, сгоны советуют применять в сетях отопления после вентиля на стояке.

В случае поломки наличие сгона позволит легко достать элемент запорной арматуры, чтобы починить его или заменить. Сгоны пригодятся и для чугунных старых радиаторов, их наличие поспособствует очистке трубопровода. Данный элемент используется, чтобы подключить различное нагревательное оборудование: баки и газовые котлы, а также смесители. На кухне сгон пригодится при подключении плиты. Наконец, его можно использовать, чтобы создать дополнительное ответвление трубопровода.

Особенности соединения и монтаж

Сгоны способны функционировать в системах, где температура достигает 175 градусов, а давление не превышает 16 атмосфер. Фитинг продается вместе с соединительной муфтой и контргайкой стандартных размеров.

Устанавливать сгоны предстоит по определенному алгоритму. Объяснить его можно на примере детали, устанавливаемой после вентиля. Длина фитинга определяется таким образом, чтобы деталь оказалась где-то на 5 миллиметров короче, чем просвет между трубами. При этом обязательно учитывается грядущее углубление одной стороны в патрубок присоединяемого оборудования.

На длинную сторону сгона (то есть на ту, где не менее 20 витков) накручиваются стальная контргайка и соединительная муфта, идущие в комплекте. Короткая сторона обматывается по ходу резьбы льняным волокном с обязательной пропиткой любой краской, лаком или герметизирующей нитью.

Следом эта короткая сторона покрывается специальной пастой и вкручивается в резьбу патрубка, в данном случае вентиля. Сначала все делается вручную, а затем затягивается газовым ключом. В это время обязательно следует придерживать сам вентиль, например, другим ключом, чтобы он не провернулся. В противном случае вполне возможно возникновение течи.

Муфта на длинной стороне «сгоняется» вниз и накручивается на трубу при помощи газового ключа. За ней спускается и контргайка, пока между ней и муфтой не останется 3-4 витка резьбы. С другого конца муфты наматывается льноволокно, все обмазывается пастой, и контргайка затягивается.

Во время эксплуатации может возникнуть несколько типичных проблем, которые довольно легко решаются.

  • Если течет контргайка, это говорит о том, что испорчено льноволокно или иная подмотка, способная сгнивать и выгорать. В этом случае старая подмотка меняется на новую, обработанную краской или быстросохнущим лаком, что позволит противостоять влаге и высоким температурам.
  • Кроме того, гайка может течь из-за излишних движений батареи или ее патрубка либо изначального отклонения оси резьбы. Данную проблему можно устранить, но перед этим необходимо обязательно отключить отопление, перекрыв вентили. Следует также добавить, что если течь идет по резьбе, то сгон придется менять.
  • То же самое предстоит сделать и при появлении ржавчины. Последняя проблема устраняется путем монтажа латунной детали, неспособной подвергнуться коррозии либо покрыться отложениями. Эксплуатироваться сгон из латуни может практически неограниченный период времени.

Самостоятельное изготовление

Обычно сгоны производятся из стали, преимущественно оцинкованной. Если же элемент устанавливается на индивидуальный водопровод, из которого поступает вода, пригодная для питья, то предпочтение отдается латуни и нержавеющей стали. Максимально длительный срок использования специалисты отмечают у сгона из нержавеющей стали. Они заверяют, что этот материал продержится в четыре раза дольше, чем углеродистая сталь и в два раза дольше, чем оцинкованная.

Также сгон можно сделать из бронзовой, медной и чугунной трубки. В зависимости от выбранного материала будут определяться и возможные рабочие условия, и срок службы, и стоимость изделия. Например, медный сгон не будет подвергаться температурным колебаниям и ультрафиолетовому излучению. Что касается цены, то один из самых дешевых вариантов – алюминиевый элемент. В два раза дороже придется заплатить за деталь из цинка, в три раза дороже – за фитинг из нержавеющей стали.

Сгон вполне возможно изготовить собственноручно. Иногда это делается, чтобы сэкономить время и деньги, а иногда, чтобы компенсировать отсутствие в магазине детали нужной длины. Обычно самостоятельно делается только трубка, а муфта с контргайкой берутся из другого набора. При выборе подходящего материала следует помнить, что труба должна обладать стенками значительной толщины.

Рассмотрим алгоритм изготовления сгона в домашних условиях.

  • Первым делом от газовой трубы требуемого размера отрезается заготовка нужной длины. Зажав деталь в тиски, проводится обработка обоих торцов трубы при помощи болгарки, наждачки или ножовки. Рекомендуется предварительно смазать поверхность маслом, его применение значительно упростит процесс.
  • Следом на обеих сторонах предстоит нарезать витки резьбы: 20 – с одной и 5-6 – с другой. Делается это путем вворачивания плашки с направляющей рамкой в трубу, причем изначально придется приложить максимальное усилие, а потом все уже пойдет само собой. Прижимать плашку можно перестать после первых двух витков. Нарезку делают как в прямом, так и в обратном направлении.
  • Важно не забывать периодически вынимать инструмент и очищать и его, и трубу от стружки. После первичной нарезки надо будет провести еще одну, чистовую.

Грамотно подобранный материал и четкое следование инструкции поможет без проблем изготовить деталь нужного размера своими руками.

О том, как установить сгон на трубы, смотрите в видео ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...