Мозаика в стиле Антонио Гауди: эффектное решение для интерьера

Мозаика в стиле Антонио Гауди: эффектное решение для интерьера

Оформление интерьера является важной задачей, которая требует особого внимания. Сегодня потребителям и дизайнерам предлагается широкий ассортимент отделочных материалов, каждый из которых обладает своими характеристиками, особенностями и преимуществами. Мозаичная тема подходит для самых разных интерьеров, такой стиль можно назвать весьма необычным. Благодаря оригинальной отделке помещение может заиграть яркими красками, вы создадите в комнате особую атмосферу. Большой популярностью пользуется мозаика в стиле Антонио Гауди: это решение для интерьера является очень эффектным.

Применение при оформлении

Истинные поклонники дизайнерского искусства по-настоящему оценят интерьер в таком стиле. Мозаику можно использовать не только для отделки стен, потолков или для оформления пола. Она подходит для разных поверхностей – включая столешницы, а также такие изделия, как скульптуры, вазы и так далее.

Мозаичный декор является сферой, где каждый может проявить свою фантазию и воплотить в реальность любые идеи.

Испанский архитектор и его стиль

Модерн занимает важное место в сфере мозаичного искусства. Здесь важно использовать особый тип кладки, чтобы добиться желаемого результата. Ярким представителем модернистского стиля можно назвать всем известного архитектора из Испании, имя которого – Антонио Гауди. Он создавал множество изделий, которые считаются несколько специфичными, но ни в чем не уступают творениям других великих мастеров.

Можно с уверенностью сказать, что изделия из мозаичных элементов, созданные в стиле Гауди, вписываются в разные интерьеры. Благодаря им можно выделить интересные формы, подчеркнуть достоинства помещения.

Если вы давно ищете что-то необычное и не можете определиться с выбором отделочного материала для стен, чтобы создать роскошный интерьер, стоит обратить внимание на шестиугольники или мозаику других форм. Все зависит от личных предпочтений.

Укладка таких элементов может выполняться не только в ванных комнатах или на кухнях. Такое покрытие может идеально вписаться в детскую комнату, спальню, элегантную гостиную.

Разновидности

Шестиугольная мозаичная плитка была создана более века назад (тем же Гауди). Главная ее особенность заключается в многообразии цветов, форм. Архитектор мог использовать осколки разбитых ваз, посуды, керамических изделий: с их помощью он создавал потрясающие шедевры.

Мозаика из керамогранита занимает особое место в списке, так как она отличается большим количеством положительных качеств. Это прочный, экологически чистый материал. Такие покрытия можно использовать внутри и снаружи зданий: они будут выглядеть эстетично в любое время года и прослужат много лет.

Стеклянная плитка подходит для оформления ванных комнат и кухонь. Она красиво преломляет свет, благодаря чему в помещении создается особый эффект. Глазурованный материал подходит для комбинированной отделки, чаще всего он используется для каминов и печей.

Как оформляется интерьер?

Для начала необходимо продумать стиль отделки, решить, как все должно выглядеть – и уже после этого можно будет приступать к работе. Понадобится молоток, чтобы разбивать плитку, ведь только так можно получить осколки. Чтобы добиться нужной формы, возьмите кусачки-плиткорезы. На небольшом участке можно разложить мозаику, чтобы посмотреть, как будет выглядеть рисунок.

Важные нюансы отделочных работ

Подготовка поверхности играет очень важную роль. Каждый осколок необходимо обезжирить, то же самое касается и основания. Чтобы приклеивать мозаику, необходимо заранее закупить специальные материалы. Это клей ПВА (если вы решили облицовывать столешницу), а также штукатурная смесь.

Чтобы выложить придуманный орнамент, необходимо начинать с центра, но все зависит от стиля, который был выбран. Рекомендуется предварительно проконсультироваться со специалистами по отделке, а также детально изучить информацию об укладке мозаичных элементов.

Особенности

Если вы хотите создать интересный, необычный интерьер, использование мозаики станет отличным вариантом. Такие изделия обладают рядом положительных качеств, включая долговечность, красоту. Они износостойкие. Из таких элементов можно создать любое изображение или орнамент, на который хватит фантазии. .

Изделия вовсе не обязательно должны быть похожими друг на друга: комбинирование разных элементов позволит сделать дизайн уникальным, неповторимым

Преимущества

Такой материал способен выдерживать значительные температурные перепады и повышенную влажность, поэтому его можно использовать не только для оформления интерьера, но и при создании ландшафтного дизайна. Такое покрытие способно внести в оформление определенный характер: как внутри, так и снаружи.

Посмотрев работы Антонио Гауди, можно с уверенностью сказать, что это проявление настоящей фантазии, неординарного мышления, творческого подхода. Примеру испанца следуют не только профессиональные дизайнеры, но и обычные потребители, которые хотят вдохнуть в интерьер нечто особенное. Используя керамические и мозаичные элементы, можно добиться потрясающих результатов.

Как добиться нужного эффекта?

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для начала необходимо приобрести разные виды плитки и придумать орнамент, придерживаясь определенного стиля. Однако возможно свободное творчество, ведь шедевры этим и отличаются.

Чтобы добиться желаемого результата, нужно использовать фрагменты мозаики и битой плитки, укладывая их в оригинальное панно. Так можно создать интерьер в стиле самого Гауди: вы можете следовать его примеру, если хотите, чтобы часть вашего жилища напоминала знаменитый Парк Гуэля, привлекающий в Барселону большое количество туристов.

Как выполнить монтаж мозаичного панно в стиле Антонио Гауди, смотрите в следующем видео.

Из отходов в шедевры: каталонская битая мозаика «тренкадис»

«Архитектор будущего будет полагаться на имитацию природы, потому что это самый рациональный, долговечный и экономичный из всех методов».

Барселона — родина уникальной в своем роде техники битой мозаики «тренкадис» (катал. trencadís), когда поверхность украшается фрагментами керамики (керамической плитки, посуды, изразцов) и стекла разных цветов, размеров и рельефности. Техника применяется, в основном, в архитектуре (фасады, парки, сады, мосты, скамейки, логотипы, интерьер), а также при изготовлении статуэток и скульптур. При этом «тренкадис» способствует долгопрочности поверхности.

Идея «тренкадис» пришла в голову Антонио Гауди — самому яркому архитектору каталонского модерна. Впервые он применил trencadís (катал. trencat — «разбитый») при строительстве Парка Гюэля (Park Güell). Так как архитектурные формы каталонского модерна принципиально избегали прямых линий, то покрывать волнистые поверхности целой керамической плиткой было, в любом случае, невозможным. Заранее заготовленные битые осколки керамики и стекла самых разных цветов, рельефности и размеров (однако не более 20-25 см) комбинировались при помощи цементного раствора из извести, песка и воды.

Столь креативный способ декорации давал Гауди полную свободу его бурнейшей фантазии и позволял создавать невероятно богатые цветовые композиции, поскольку сами фрагменты керамики зачастую уже имели рисунки и узоры. Колоритные сочетания производили потрясающий эффект на ярком солнце Средиземноморья. Особенно Гауди любил цвет осколков бутылок из под розовой воды, дающих глубокий голубой оттенок.

«Цвета, используемые в архитектуре, должны быть яркими, логичными и насыщенными». Антонио Гауди

Примечательным является тот факт, что это был самый настоящий арт-ресайклинг: «отходы» для будущих шедевров Гауди собирал на одной из лучших фабрик керамических изделий в Каталонии «Пужол и Баусис» (Fàbrica Pujol i Bausis) в городке Эспульгес-де-Льобрегат, а также на посудных мануфактурах (забракованные чашки, тарелки, вазы и т.д.). Кроме того, рабочим было также поручено подбирать на улице старую посуду, плитки и бутылки.

К примеру, перевернутыми кофейными чашками Гауди украсил увенчанную грибом крышу одного из «пряничных домиков» в Парке Гюэль, а горлышками бутылок и другими стеклянными осколками — один из дымоходов Дома Мила́ (Casa Milà). Вряд ли подобные инсталляции посудных и керамических «отходов» были спонтанными: очень многие декоративные элементы были символичными, а некоторые — и очень личными для Гауди. Символика вообще всегда занимала значительное место в творчестве архитектора. Так, например, народная молва гласит, что перевернутые кофейные чашки символизировали отказ Гауди от кофе.

Вместе с Гауди основоположником «тренкадиса» можно считать и его ученика, Жозепа Мария Жужоля (Josep Maria Jujol). Именно Жужоль работал вместе с Гауди над самыми известными его проектами, такими как Каса Батьо (Casa Batlló), Парк Гюэль и Каса Мила (Casa Milà). В частности, отвечал за создание в Парке Гюэль абстрактного и сюрреального коллажа на длинной изогнутой скамье в форме морского змея.

За Гауди и Жужолем последовали многие архитекторы: «тренкадис» стал неотъемлемой характеристикой органичной архитектуры каталонского модерна, вдохновленной природой. Техника ломаной мозаики стала активно применяться на фасадах зданий и скульптурах, бетонных скамейках и фонтанах. В более дорогостоящих проектах «тренкадис» также применяли в декоре жилых помещений (пол, стены, и т.д.).

Читайте также:  Особенности фильтров для вытяжки

Продолжателем Гауди в приминении техники «тренкадис» в архитектуре считают современного испанского архитектора-постмодерниста Сантьяго Калатраву (Santiago Calatrava, *1951). Город искусств и наук в Валенсии (Ciudad de las Artes y las Ciencias) и опера Аудиторио-де-Тенерифе (Auditorio de Tenerife) на Канарских островах — самые известные в этом отношении работы Калатравы.

Однако между архитекторами есть принципиальная разница: Гауди комбинировал фрагменты самых ярких цветов и оттенков и закладывал в поверхности архитектурных сооружений и скульптур множество знаков и символов. Его «тренкадис» был произведением искусства сам по себе (и не просто искусства, а «искусства отходов» — арт-ресайклинга!).

Калатрава же использует при облицовке своих архитектурных объектов чисто белый цвет, иногда кобальтовый, что придает зданиям скульптообразный формат и обеспечивает их долгостойкость, однако поверхность сама по себе вряд ли является символичной и может быть трактована как произведение искусства. «Тренкадис» Калатравы практически незаметен издалека, однако имеет фантастический эффект при вечернем освещении.

Cегодня многие компании предлагают в своем ассортименте плитки в стиле Гауди для декора интерьера. В основном, это рисунки и фотографии мозаики «тренкадис», нанесенные на стандартные форматы плитки, а также плитка 3-D. Например, испанская фабрика «Latina Ceramica» предлагают красочную коллекцию напольного декора и настенных панно 3-D «Gaudi» — «в духе великого каталонского архитектора».

Фрагмент панно «Gaudi» испанской компании Ceramica Latina

Более дорогой и более приближенный к оригинальному «тренкадису» вариант в декоре интерьера предлагает испанская компания Trencadis Innovación S.L. Компания специализируется исключительно на мозаике «тренкадис» и экспортирует по всему миру наборы плитки «тренкадис», заранее разбитой на фрагменты (монохромные, крапчатые, с градацией), а также выполняет индивидуальные заказы по эскизам заказчиков. Trencadis Innovación S.L. — это единственная испанская компания в секторе сертификации качества в области «Дизайна и производства мозаики «тренкадис».

Дизайнерская работа испанской компании Trencadis Innovación S.L.

Сегодня технику «тренкадис» также применяют при изготовлении предметов интерьера (кашпо, ваз, столешниц, рам для картин) и сувениров. В центре Барселоны, в квартале художников Эль Борн (Ла Рибела) находится магазин-мастерская «Mosaiccos de Barcelona» (Corders, 11). Вдохновленные шедеврами Гауди, дизайнеры изготавливают вручную декоративные предметы самых разных размеров из керамики, стекла Tiffany, венецианской «смальты». В мастерской и детям, и взрослым также предлагают курсы мозаики «тренкадис». У магазина-мастерской есть группа в Фейсбук, где ученики из разных стран мира выкладывают свои работы: facebook.com/Mosaiccos

Лайк для группы магазина-мастерской «Mosaiccos de Barcelona» в Фейсбуке

А каталонская компания Barcino, созданная в Барселоне в 1998 году, выпускает скульптуры и статуэтки массового производства с использованием техники «тренкадис». Их сувениры и подарки продаются в том числе и на российском рынке, также в онлайн-магазинах.

Но все же чем больше знакомишься с творчеством Гауди и придуманной им техникой «тренкадис», тем меньше сомнений остается в том, что ближе всех к Гауди окажется тот, кто раздобудет именно «отходы» керамики ярких цветов и оттенков и попытается собрать из фрагментов свое, уникальное, произведение, наполненное личным смыслом и гармонирующее с природой.

ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА СТАТЬЮ — ПОДДЕРЖАТЬ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛ

Дорогой читатель! Любой тщательно изученный материал требует временных затрат. Если вам понравилось читать наш некоммерческий онлайн журнал о Барселоне и вы хотели бы внести личный вклад в существование сайта, вы можете отблагодарить нас одной, двумя или даже тремя чашками кофе и тем самым вдохновить писать больше оригинальных статей о Барселоне и Каталонии, основанных исключительно на оригинальных источниках на каталонском и испанском языках. Спасибо! Ирина Голенкова Ферреро

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

Парк Гюэль (Park Güell), официальный сайт (исп., катал, англ., франц.): www.parkguell.cat

Каса Мила (Casa Milà), официальный сайт (исп., катал., англ.): www.lapedrera.com

Каса Батьо (Casa Batlló), официальный сайт (исп., катал, англ., франц., итал.): www.casabatllo.es

Сайт, посвященный Антонио Гауди (на русском языке): gaudi-barselona.ru

Музей Эспульгес-де-Льобрегат, посвященный истории фабрики керамических изделий «Пужол и Баусис» www.museus.esplugues.cat

Компания Trencadis Innovación S.L. www.trencadis.es

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Похожее

Ira Golenkova Ferrero

Urban Fine Art Photographer across Europe & owner of eco-friendly home decor brand Golenkova-Ferrero

Begin typing your search above and press return to search. Press Esc to cancel.

7 архитектурных шедевров Антонио Гауди, которые украшают Барселону

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Всемирно известный каталонский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) успел создать 18 шедевров, которые многие десятилетия считаются верхом новаторского и уникального стиля. До сих пор его фантастические сооружения кто-то считает гениальными, а кто-то просто сумасшедшими. Основная часть этих произведений находится в родной мастеру Барселоне, которая стала не только его домом, но и своего рода странной лабораторией, в которой Гауди проводил потрясающие архитектурные опыты.

Хоть и принято считать, что испанский зодчий творил в стиле модерн, но вместить его проекты в рамки вообще какого-либо течения не получается. Он жил и творил по понятным только ему правилам, придерживаясь непостижимых законов, поэтому все творчество мастера лучше классифицировать как «стиль Гауди».

С несколькими его шедеврами, которые по-праву считаются вершиной архитектурного искусства, мы сегодня и познакомимся. Справедливости ради надо отметить, что из 18 его проектов, семь было включено ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия!

1. Дом Висенс (1883-1885), первый проект Антонио Гауди

Резиденция Висенс (Casa Vicens), первое самостоятельное творение зодчего, была создана по заказу богатого промышленника Мануэля Висенса (Manuel Vicens). Дом до сих является главным украшением улицы Каролинес (Carrer de les Carolines), считаясь самой яркой и нестандартной достопримечательностью Барселоны, который ЮНЕСКО включен в список объектов всемирного наследия.

Этот дом построен в стиле модерн и составляет четырехуровневый архитектурный ансамбль, в котором даже самые мелкие детали играют важную роль.

Поскольку Гауди являлся приверженцем природных мотивов и в них черпал источник вдохновения, то каждый элемент этого необычного дома был отражением его предпочтений.

Цветочные мотивы присутствуют везде, начиная от кованой ограждающей решетки, а также самого фасада и заканчивая внутренним интерьером. Самым излюбленным изображением создателя стали желтые бархатцы и пальмовые листья.

Структура самого дома Висенса, включая элементы его отделки, говорит о влиянии восточной архитектуры. Декор всего необычного комплекса выполнен в мавританском стиле мудехар. Он явно проявляется в оформлении мусульманских башенок на крыше и в некоторых деталях роскошного внутреннего убранства.

2. Павильоны и усадьба Гуэля (Pavellons Guell)

Для графа Эусеби Гуэля, который после этого грандиозного проекта стал не только покровителем великого мастера, но и другом, Антонио Гауди создал необыкновенную усадьбу, которая больше известна под названием павильоны Гуэля (1885-1886).

Выполняя заказ графа, неординарный зодчий не просто провел полную реконструкцию летнего загородного поместья с облагораживанием парка и созданием конюшен и закрытым манежем, а объединил весь эти обычные постройки так, что они превратились в сказочный комплекс.

При создании этих павильонов Антонио впервые применил особую технологию – тренкадис, которая заключается в том, что при облицовке фасада используются кусочки керамики или стекла неправильной формы. Облицевав поверхности всех помещений одинаковым узором особым образом, он добился изумляющей схожести с чешуей дракона.

3. Городская резиденция Гуэль (Palau Guell)

Этот фантастический проект для своего друга Антонио Гауди в 1886-1888 годах и представляет собой необычный дворец, который мастер умудрился создать на площади менее 400 квадратных метров!

Зная главное стремление владельца поразить элиту города роскошью своего жилища, архитектор виртуозно разработал весьма необычный проект, который и позволил создать действительно неординарный и сказочно богатый замок. В стиле которого смешались многовековые традиции, новаторские техники и идеи, которые он с таким же успехом применял в последующих комплексах.

Главная изюминка этого интересного с точки зрения архитектуры дворца – печные трубы, которые имеют образ ярких диковинных скульптур. Такое великолепие достигнуто благодаря облицовке осколками керамики и натурального камня.

Фронтоны и терраса на крыше, которая предназначена для впечатляющих прогулок, приводит посетителей в невероятный восторг своим открывающимся видом на город и «волшебный сад», созданных и изумительных печных туб.

4. Парк Гуэля (Parc Guell)

Проект необычного парка Гуэль (1903-1910) был задуман в стремлении создать город-сад, в противовес набирающей оборотов индустриализации страны и защитой от ее ужасных последствий.

Огромный участок был куплен графом для этих целей, но горожане так и не поддержали идею автора и вместо 60 домов было выстроено всего три выставочных экземпляра. Со временем город выкупил эти земли и превратил их в парк отдыха, где красуются восхитительные пряничные домики архитектора Антонио Гауди.

Читайте также:  Баня на колесах: преимущества и недостатки

Поскольку здесь планировался элитный поселок, Гауди создал не только все необходимые коммуникации, но и распланировал живописные улочки и площади. Самым поразительным сооружением оказался зал «100 колонн», к которому ведет особенная лестница, а на крыше расположилась потрясающе яркая скамья, полностью огибающая контуры комплекса.

Этот город-сад до сих пор радует своих посетителей необыкновенной архитектурой и убранством, он также включен ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.

5. Дом Бальо (Casa Batllо)

Дом Бальо (1904-1906) напоминает зловещую фигуру дракона, которая облицована мозаикой-чешуей и способна менять свой цвет в зависимости от времени суток. Как только его не называют – «дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом».

И действительно глядя на его странные балконы, решетки для окон, фронтоны и крышу, напоминающую спину дракона, избавится от впечатления, что это останки огромного монстра!

Создавая фантастический внутренний дворик, для улучшения и равномерности освещенности он добился игры светотени, выложив керамическую плитку особым образом – постепенно переходя от белого до голубого и синего.

Крышу дома, по традиции, украсил своими диковинными башнями-дымоходами.

6. Дом Мила — Педрера (Casa Milа)

Это последний жилой дом, который создал великий архитектор. Он более известен как «Ла Педрера», что в переводе означает – «каменоломня». Он считается самым невероятным проектом жилого дома не только всей Барселоны, но и мира.

Изначально, это творение мастера не приняли и считали его полным сумасшествием. Невероятно, но Антонио и владельца этого здания даже штрафовали за несоблюдение существующих норм градостроительства.

Со временем к нему привыкли и даже стали считать гениальным творением, ведь при строительстве безо всяких расчетов и проектов зодчий сумел внедрить технологии, которые на несколько десятилетий опередили время.
Только через сто лет подобную технологию разработали проектные институты и стали активно применять при сверхсовременном строительстве.

7. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori De La Sagrada Familia)

Последние сорок лет своей жизни гениальный архитектор посвятил воплощению в жизнь самой нереальной своей фантазии – заключая в камень персонажей притч и основные заповеди Нового завета.

В его оформлении преобладает сюрреалистическая готика, стены украшены образами святых и всякими тварями божьими начиная с черепах, саламандр, улиток и заканчивая лесом, звездным небом и всей Вселенной.

Все восемнадцать апостольских башен должны были подняться ввысь не более чем на 170 метров (за эталон божественного была взята самая высокая гора Барселоны), чтобы не поставить выше рукотворное над созданным Богом.

Но Гауди так и не увидел это чудо, он случайно попал под трамвай и вскоре скончался от полученных травм на 74 году жизни.

Однако воздвижение столь масштабного собора продолжается до сих пор. Поскольку зодчий все чертежи и планы держал в голове, для продолжения строительства понадобились годы, чтобы произвести столь сложные расчеты. Невероятно, но с этой задачей смогла справиться лишь программа НАСА, которая рассчитывает траекторию космических проектов!

Благодаря неординарным архитекторам и в наше время создаются уникальные здания, которые можно считать настоящим произведением искусства, поражающих своей фантастической красотой и вычурностью форм.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Антонио Гауди: архитектурные шедевры в россыпи керамических и стеклянных осколков

В эпоху модерна на улицах в разных уголках мира по фасадам зданий разрастались декоративные элементы отделки из натуральных материалов. Архитекторы и ремесленники стремились воплотить в жизнь идею слияния искусства с природой. Поглотившее всех течение в неумелых руках порождало чрезмерность и нелепость, но работы великих гениев обретали пластичность линий на века и становились объектом подражания для последователей.

Фасадный керамический декор украшает множество зданий выдающегося испанского (каталонского) архитектора Антонио Гауди. Период его творческой деятельности пришёлся на конец XIX-начало XX века. Работы Гауди характеризуются свойственными испанскому модернизму яркостью и необычностью. Мастер увлекался цветной керамикой, используя её по возможности во всех деталях своих произведений.

В большей степени на Гауди повлияло течение модерна, стимулируя экспериментировать с использованием новых форм и материалов, позволяя отойти от исторических канонов в поисках собственного пути. Но это направление составило лишь основу для архитектора в создании своего неповторимого стиля. В произведениях мастера можно увидеть плавность природных линий в совокупности с особыми чертами каталонской архитектуры (мавританского, восточного и готического стилей). Специфическую манеру Антонио Гауди отнести однозначно к определённому течению абсолютно невозможно, скорее это своеобразное своеволие в духе эклектики, выполненное в рамках тончайшего вкуса автора.

Широчайшим полем для творческой деятельности Антонио Гауди стала Барселона, где архитектор провёл большую часть своей жизни. Среди его работ можно выделить дом Бальо, парк и дворец Гуэля, школу Терезианок, дом Мила, дом Висенса, а также величайшее произведение его жизни – Искупительный собор Святого Семейства. Фасадные мозаичные панно этих и других шедевров Гауди составлены из керамической плитки, битой посуды, бутылочного стекла и камня, иногда – изразцов, например, дом Эль Каприччо. Его творчество стало воплощением искусства не только в отдельных произведениях, но и создало лицо целого города – Барселоны.

Изразцовая облицовка фасада дома Эль Каприччо, 1883-1885 гг.

Одна из первых работ Гауди – дом Висенса, построенный по заказу производителя керамической плитки Мануэля Висенса. Сегодня это чарующее здание в традициях восточной культуры – украшение Барселоны и излюбленное место туристов. Изюминка отделки фасада здания – рельефный узор керамической плитки ручной работы. Растительная роспись выполнена в виде солнечных жёлтых цветков бархатцев, повсеместно украшающих сады Барселоны. Сочетание пёстрой изразцовой облицовки с обилием массивных кованых элементов придаёт зданию колорит восточных сказок.

Фрагмент отделки изразцами фасада дома Висенса, 1877 г.

Под наибольшим влиянием течения модерна создана отделка элегантного и в то же время неординарного фасада дома Бальо, выполненного в технике тренкадис («ломаной» мозаики). Оформление здания принадлежит помощнику архитектора художнику-керамисту Жузепе Жужолю. Керамическая облицовка фасада здания словно тянется к небу россыпью разноцветных осколков и кругов. Венчает здание крыша, покрытая керамической черепицей в виде чешуйчатой кожи мифического дракона.

Керамический декор фасада и крыши дома Бальо, 1877 г.

Антонио Гауди стал известен и подарил миру свои произведения в некоторой степени благодаря поддержке каталонского промышленника графа Эусеби Гуэля. По его протекции архитектор получил несколько заказов, а после выполнил несколько работ при его финансовой поддержке. В 1884 году в историческом центре Барселоны развернулось строительство дворца Гуэля на средства промышленника. Фасад здания удивительно строг своими геометрическими формами, абсолютно не свойственными творениям мастера, коваными декоративными элементами и решётками. Но стоит поднять голову вверх и всё становится на свои места: именно на крыше здания, казалось бы непригодном для искусства месте, фантазия Антонио Гауди выливается всеми красками. Здесь расположились непохожие один на другой шпили и дымоходы, для облицовки которых мастер использовал свою любимую технику «битой» мозаики, в которой объединил разноцветные кусочки керамических плиток и стекла.

Мозаичный декор на крыше дворца Гуэля, 1884-1888 гг.

Своеобразным городом-садом раскинулся не менее известный проект Гауди – парк Гуэля. Вот поистине простор для безграничной фантазии мастера. Здесь каждая деталь послужила полотном для выплеска неуёмного воображения Гауди. Фонтанчики, скамейки, лестницы, ограды и домики искрятся осколками керамики и стекла в узорах причудливой мозаики. При этом каждый элемент декора уникален и неповторим. Парк Гуэля – сплетение рукотворных произведений с ансамблем живой природы. Парк создавался на протяжении 14 лет, вместил на своей территории десятки шедевров архитектуры, монументального и прикладного искусства и стал опередившим время произведением абстракционизма и сюрреализма. В одном из зданий парка сегодня расположился дом-музей Антонио Гауди. Особенно манит туристов верхняя терраса парка. Но внимание привлекает не только открывающийся вид, а и творение Антонио Гауди и его бессменного помощника Жузепе Жужоля – скамейка-парапет, украшенная знаменитыми коллажами из битого стекла и осколков керамических изразцов.

Скамейка-парапет в парке Гуэля, 1909 г.

Антонио Гауди и его работы порицались большинством его современников. Непризнанность и отрицание подстерегали большинство художников и мастеров эпохи модерна. Сегодня также находятся как поклонники таланта архитектора, туристы, следующие в Барселону, чтобы увидеть лишь фасадную мозаичную россыпь полную разнообразия, красок и символизма, так и люди совершенно не признающие его, считающие непонятным, а порой и вовсе бессмысленным. Одно лишь является неизменным на протяжении жизни его произведений – нет людей равнодушных к его работам. Такое внимание свидетельствует о неумирающем гении великого архитектора. Его фасадная керамика многогранна, гармонична, несмотря на эклектичность, и органична улицам романтической Барселоны. Что касается форм, цветовых и стилистических сочетаний, то Антонио Гауди, бесспорно, являлся великим экспериментатором. Основной секрет успеха архитектуры мастера в пластичности и перетекании линий, свойственных живой природе.

Читайте также:  Кованые входные группы: преимущества и варианты дизайнерских идей

Идём в гости: мастерская мозаики в Барселоне

Квартблог продолжает ходить в гости к художникам и рассказывать о них вдохновляющие истории. На этот раз мы побывали. в Испании!

Знакомьтесь, это – Ливия Гаретта, известный в Барселоне мастер мозаики . Среди её работ – реставрация крипт Храма Святого Семейства (он же «Саграда Фамилия»), мозаика на полу в Больнице Святого Павла, арка при входе на знаменитый барселонский рынок Бокерия, древние римские мозаики в городах Лерида и Тосса-де-Мар и многое-многое другое.

На этой фотографии прекрасная Ливия выкладывает мозаику для рынка Бокерия.

Мастерская художницы находится в центральной части города, в квартале Грасиа, и из-за своей уникальности внесена в гид «Необычная Барселона», выпущенный Муниципалитетом Барселоны. Туда мы и направились, чтобы пообщаться с художницей и даже поучаствовать в рабочем процессе – сделать своими руками сувенир в технике Антонио Гауди.

Расскажите о Вашей семье. Когда у вас начал появляться интерес к мозаике?

Я с детства любила рисовать и писать красками, а мать всегда поощряла меня в этом увлечении. Мой отец работал в промышленном производстве, а моя мать очень любила искусство. Мой старший брат – врач-травматолог. Один наш родственник, Мальол Суасо, был очень известным в Барселоне художником-фигуративистом, и мы часто ходили к нему в гости. Он был женат на бразильянке, она тоже изучала живопись и была моей крестной матерью. Я помню, что очень любила бывать в его мастерской, заваленной и заставленной тюбиками с краской, кистями, всякими занимательными предметами и множеством клеток с птицами, которые он накрывал красивыми платками. Эта артистическая атмосфера всегда меня притягивала.

Для меня мозаика – это «живопись в камне», живопись для вечности.

За что Вы любите мозаику? В чем её особенность?

Красота мозаики – это сочетании многих объективных факторов и частички волшебства. Мне очень нравится податливость мозаики: мы можем покрыть ей какое угодно основание и поместить ее в любое пространство.

Одна из особенностей мозаики – использование твердых и износостойких материалов, таких как мрамор, керамика, смальта и цельные камни (последняя техника называется «флорентийская мозаика», поскольку ее утвердили Медичи во Флоренции: они использовали драгоценные и полудрагоценные камни для украшения своих дворцов).

Поэтому мозаика более долговечна и прочна, чем живопись. Благодаря этим качествам произведения из мозаики, с одной стороны, ассоциируются с красотой и роскошью, а с другой – представляют собой памятник эпохи. Например, римская мозаика. Это же удивительный документ, дающий сведения о повседневной жизни того времени, о мифологии, об ихтиологии…

А какую технику использовал Антонио Гауди?

Гауди в своих работах часто использовал для отделки глазурованную керамику (её очень много в Испании). Он работал в технике, которая называется «тренкадис» (trencadís) – она подразумевает дробление материала на мелкие кусочки. Из них потом набирают цветные композиции для облицовки волнистых поверхностей.

Что Ваши друзья рассказывали Вам о Гауди?

У одного моего друга был родственник, который работал на постройке Парка Гуэль. Он рассказывал такую историю про Гауди. Однажды в строящийся парк прибыла огромная партия плитки. Гауди приказал вывалить все на землю, схватил молоток и на глазах у изумленных рабочих стал разбивать и так уже потрескавшуюся плитку. Эти кусочки были использованы для оформления знаменитой извилистой скамейки в Парке Гуэль.

Эти цветные композиции, созданные тогда в Парке Гуэль, были первыми образцами европейской абстрактной живописи. Даже больше: Гауди и его помощники были пионерами рисайкл-арта, потому что в свои композиции они почти всегда включали осколки тарелок, стеклянных бутылок и прочего.


Ого, вот это неожиданно. А какую работу Гауди Вы любите больше всего?

Мне кажется, что все его работы заключают в себе огромную красоту. Но если выбирать что-то одно, наверное, я остановилась бы на мозаике, которую он выполнил вместе с архитектором Жозепом Мария Жужолем (именн о он создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов ) на потолке Гипостильного зала Парка Гуэль. Это плафоны, выполненные из цветного стекла и керамики, с большой творческой фантазией.

Также мне очень нравится Ла-Педрера ( то есть Дом Мила ) и Саграда Фамилия. Сейчас подходит к завершению реставрация Дома Висенс, одной из ранних работ Гауди. Изначально этот дом принадлежал самим производителям керамики, и эта одна из причин, почему при оформлении Дома использовалось так много плитки. Мне повезло, так как моя мастерская как раз расположена недалеко от Дома Висенс и от Парка Дуэль.

Ваша мастерская очень уютная и красочная! Расскажите немного о ней?

Я открыла свою мастерскую художественной мозаики в 1989 году. С тех пор я посвятила свою жизнь мозаике и занималась самыми разнообразными заказами, реставрационными работами и свободным творчеством.

Моя мастерская наполнена плиткой, мрамором и стеклом всех цветов и фактур. Я стараюсь расставлять эти кусочки, как книги на библиотечных полках. Я всегда помню, где что находится… правда, иногда я с удивлением обнаруживаю прекрасные экземпляры, о которых уже успела забыть. Для меня плитка – это как тюбики с красками для живописца.

Ну а теперь – немного о том, что вас вдохновляет. Я, как и Вы, тоже не могу работать без музыки. Что Вы любите слушать?

Да, мне вообще очень нравится музыка, я всегда работаю под музыку. В зависимости от настроения, я слушаю классику – мне очень нравится Моцарт, Шуман, Стравинский, а также современная классическая музыка. Иногда я слушаю соул. Ещё я люблю группу The Doors.

Мы с вами сошлись и в том, что обе очень любим Чехова. Думаю, читателям будет интересно узнать, какие рассказы вам особенно понравились?

Да, я читала его рассказы. Вспоминается «Переполох», «Аптекарша» и сборник рассказов «Летающие острова». Мне они очень нравятся, потому что с их помощью я могу узнать и русскую душу, и обычаи и нравы той эпохи, и вечные человеческие качества. С помощью психологических портретов, которые создает Чехов, я узнаю об устройстве общества в XIX веке, а я всегда очень интересовалась историей. Ну и помимо этого, Чехов кажется мне очень красивым. (И нам, и нам! – Ред.)

На фото: Ливия в возрасте 30 лет с подругой на реставрационных работах в пригороде Барселоны

Каков самый необычный заказ, который Вам приходилось выполнять?

Наверное, мозаика для винодельни «Ла Фрешенеда» компании Freixenet, в области Сан-Садурни д’Анойа (провинция Барселона). Это удивительное пространство представляет собой нечто вроде аутентичной традиционной фермы и винодельни. Архитектор Хосе Луис Бонет – реконструктор этого здания – предоставил мне полную свободу творчества. Я выполнила волнистую мозаику из стекла и других материалов, в частности, металлической стружки, которая символизировала силу виноградной лозы. Эта работа позволила мне сделать еще один шаг в творческом развитии и поэкспериментировать с мозаичными техниками.

Вам нравится жить в Барселоне?

Это очень сбалансированный и завершенный город. Культура, гуманизм, пацифизм, традиции и новшества – все это есть в Барселоне. А еще здесь есть море и горы.

В Барселоне можно найти красоту прошлых эпох, но в то же время это очень современный и развивающийся город, предлагающий огромный выбор занятий и развлечений, а также магазинов и лавочек на любой вкус.

Кроме того, Барселона обладает всеми преимуществами средиземноморского города: открытая к диалогу культура, хороший климат, общительные жители… А каталонская кухня сейчас играет ключевую роль во всем мире.

Я очень счастлива, что мне выпало жить и работать в Барселоне.

А вот и моя мозаика, которую мне посчастливилось сделать на память в мастерской у Ливии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...