Разновидности грунтозацепов и их эксплуатационные свойства

грунтозацеп

Грунтозацеп выполнен в виде конструкции, содержащей рабочий элемент и элемент крепления. Рабочий элемент представляет собой тело, образованное двумя плоскостями, соединенными ребрами и расположенными под углом, причем основание образованного треугольника обращено в сторону ската транспортного средства. Конструкция предназначена для обеспечения безопасности движения безрельсового транспорта, в частности автомобилей, прицепов, мотоциклов, велосипедов, и может быть использована при движении транспортных средств на пневматических шинах по скользким дорогам, а именно в условиях снега, обледенения или грунтовых дорог. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Рисунки к патенту РФ 2115565

Изобретение касается безопасности движения безрельсового транспорта, в частности автомобилей, прицепов, мотоциклов, велосипедов, и может быть использовано при движении транспортных средств на пневматических шинах по скользким дорогам, а именно в условиях снега, обледенения или грунтовых дорог.

В настоящее время практически используют два вида устройств, обеспечивающих безопасность движения безрельсовых транспортных средств в условиях бездорожья: шипованная резина и цепные грунтозацепы. Несмотря на несомненные достоинства оба вида устройств обладают определенными недостатками. Шипованная резина при достаточно высоких эксплуатационных характеристиках имеет высокую стоимость, мало приспособлена к езде по чистому асфальту. Фактически, водитель должен менять обычные скаты на шипованные в случае резкого ухудшения обстановки на дороге, но никто не будет возить с собой в запасе полный комплект резины или хотя бы два ската. Конструкции цепных грунтозацепов достаточно разнообразны и достаточно эффективны, они занимают мало места и могут постоянно находиться в машине на случай ухудшения дорожной обстановки. Но следует отметить, что в нашей стране современные конструкции грунтозацепов никогда не выпускались промышленно и, кроме того, установка на современные скаты любой конструкции грунтозацепов затруднена. Более удобны в эксплуатации конструкции грунтозацепов, индивидуально закрепляемых на скате.

Известна конструкция грунтозацепа (GB, заявка 1090690, B 60 B 15/02, 1965), представляющая собой шип, укрепленный посредством пружины на диске. Шипы устанавливают как с внешней, так и с внутренней стороны ската.

Недостатком данной конструкции следует признать ее механическую непрочность, вызванную формой рабочего элемента грунтозацепа, а также сложность крепления конструкции.

Известна также конструкция (US, патент 3450013, B 60 B 15/08, 1967) грунтозацепа в виде набора уголков, размещенных на поверхности ската.

Недостатком данной конструкции следует признать несъемность грунтозацепа, что делает конструкцию подобием шипованной резины с присущими ей преимуществами и недостатками.

Кроме того, известна конструкция грунтозацепа (SU, авторское свидетельство 334103, B 60 B 15/18, 1972), представляющая собой прямоугольное основание с ребрами, устанавливаемое посредством охватывающих щек на скате.

Недостатком известной конструкции следует признать малую степень усиления безопасности движения при значительном неудобстве езды по твердому покрытию, вызванную большими линейными размерами прямоугольного основания. Данное техническое решение может быть принято в качестве ближайшего аналога изобретения.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в разработке простой, дешевой и удобной в эксплуатации конструкции легкосъемного грунтозацепа.

Технический результат, получаемый в результате реализации изобретения, состоит в повышении безопасности движения безрельсовых транспортных средств в условиях бездорожья.

Грунтозацеп представляет собой конструкцию, содержащую рабочий элемент, ориентированный поперек направления движения транспортного средства и имеющий в поперечном сечении форму треугольника, обращенного основанием в сторону ската, и элемент крепления, соединенный с торцевыми поверхностями рабочего элемента. Рабочий элемент преимущественно выполнен в виде уголка, обращенного основанием в сторону ската. Рабочий элемент может быть выполнен в виде фигуры, имеющей в поперечном сечении форму сферического или полусферического треугольника. Ребро рабочего элемента может быть выполнено как ровным, так и произвольного профиля. Преимущественно угол при вершине треугольника выполнен тупым или прямым. Поверхности, образующие рабочий элемент, могут быть скреплены как только элементами крепления (в этом случае рабочий элемент может быть пружинным), так и дополнительно скреплены соприкасающимися плоскостями. Рабочий элемент может дополнительно содержать рабочие дополнительные элементы преимущественно зигзагообразного профиля, соединенные с краями рабочего элемента. Дополнительные рабочие элементы могут быть прижаты к скату или установлены с зазором. Элементы крепления могут быть выполнены в виде крючьев, зацепляемых за обод диска, в виде крючьев, прижимаемых к диску, или в виде крюка, установленного с внутренней стороны диска, и планки с отверстием, закрепляемой на внешней стороне ската на шпильке крепления ската. Отверстия в планке предпочтительно выполнять в форме эллипса.

Транспортное средство преимущественно движется в плоскости, параллельной плоскости ската. Рабочий элемент, представляющий собой чаще всего уголок, к торцевым поверхностям которого прикреплены любым известным способом элементы крепления, расположен поперек направления движения транспортного средства, т. е. поперек ската. Рабочий элемент, имеющий в поперечном сечении форму треугольника, обращен в сторону ската любой стороной основания. Если рабочий элемент выполнен в виде уголка, то он может быть обращен в сторону ската как любой боковой стороной, так и открытой стороной. Расположение рабочего элемента определяется условиями эксплуатации грунтозацепа. Так, при езде по гололеду желательно ориентировать рабочий элемент рабочей плоскостью в сторону ската. Это позволяет дополнительно увеличить сцепление ската с дорожным покрытием за счет дробления льда. В случае езды по скользкой глинистой дороге предпочтительно ориентировать рабочий элемент открытой стороной в сторону ската. Это позволяет дополнительно увеличить сцепление с дорогой за счет опоры местом пересечения плоскостей. Аналогично проходит ориентация рабочего элемента в случае поперечного сечения в форме сферического или полусферического треугольника. Поскольку углы подобных треугольников всегда меньше прямого угла и имеют достаточно острую форму, использование рабочих элементов подобного профиля дополнительно усилит сцепление с дорожным покрытием. Однако подобный профиль рабочего элемента имеет и недостаток — недостаточную долговечность. Рабочий элемент может иметь повышенную упругость, если плоскости, образующие рабочий элемент, скреплены не жестко. В этом случае несколько увеличится вибрация транспортного средства, зато увеличится и сцепляемость с дорожным покрытием. Выбор элемента крепления в основном определяется формой диска и размерами ската. Влияние на степень сцепления ската с дорожным покрытием вид элемента крепления практически не оказывает. Это и послужило причиной отсутствия конкретизации вида элемента крепления в независимом пункте формулы изобретения.

Поскольку все элементы конструкции известны и скреплены между собой известным способом, хотя при этом получен неожиданный результат — повышение безопасности движения транспортного средства, изобретение является промышленно применимым.

На фиг.1 показан грунтозацеп; на фиг. 2 — профиль дополнительных рабочих элементов.

На фиг. 1 и 2 приняты следующие обозначения: поверхности рабочего элемента 1, 2, крепежные элементы 3, 4 и дополнительный рабочий элемент 5.

Изобретение может быть реализовано в следующих вариантах.

1. Рабочий элемент выполнен из стального уголка размером 10 x 10 мм и толщиной образующих поверхностей 1,5 мм. Крепежные элементы выполнены в виде стальных пластин, нижние концы которых загнуты под прямым углом, навстречу друг другу и содержат резьбовые отверстия для крепежных винтов. Верхние части крепежных элементов прикреплены к торцевым поверхностям рабочего элемента. По четыре грунтозацепа указанной конструкции устанавливают на каждом из ведущих колес безрельсового транспортного средства и закрепляют посредством ввертывания крепежных винтов (не показаны) в резьбовые отверстия до упора в диск ската. При езде по гололеду или по глине после дождя пробуксовывание транспортного средства не отмечено. Рабочий элемент был ориентирован открытой стороной в сторону ската.

2. Рабочий элемент выполнен в виде двух пластин из алюминиево-магниевого сплава, жестко закрепленных на крепежном элементе таким образом, что торцевая поверхность первой из пластин касается поверхности второй пластины, при этом смежные поверхности пластин не скреплены. Крепежные элементы выполнены аналогично примеру 1. Грунтозацепы располагают на скатах аналогично примеру 1. При движении транспортного средства по гололеду из-за подпружинивания пластины, боковая поверхность которой касается поверхности другой пластины, дополнительно усиливается сцепление транспортного средства с дорожным покрытием. Рабочий элемент имеет в поперечном сечении форму треугольника, обращенного открытой стороной в сторону ската.

3. Рабочий элемент выполнен в виде основного рабочего элемента, имеющего форму уголка из нержавеющей стали, ориентированного открытой стороной в сторону ската, к пластинам которого присоединены дополнительные рабочие элементы в виде двух уголков каждый. Крепления выполнены в виде пластин с крючьеобразными захватами на нижних концах и прикреплены к торцевым поверхностям основного рабочего элемента. На каждый скат безрельсового транспортного средства надевают посредством закрепления крючьями на ободе диска вышеуказанные грунтозацепы в количестве шести штук на каждом скате. Дополнительные рабочие элементы прижаты к скату. При движении транспортного средства по гололеду подпружинивание дополнительных рабочих элементов дополнительно усилит сцепление ската с дорогой.

4. Рабочий элемент выполнен в виде уголка и обращен в сторону ската одной из боковых поверхностей. Крепление выполнено аналогично варианту 1. Подобные грунтозацепы в количестве трех штук прикреплены на каждый ведущий скат при езде по гололеду. Размалывающее действие грунтозацепа на лед повышает сцепление ската с дорогой.

Вышеприведенные примеры реализации не ограничивают возможные случаи реализации изобретения.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Грунтозацеп, содержащий рабочий элемент, рабочая поверхность которого совместно с наружной поверхностью ската образует в сечении форму геометрической фигуры треугольник, основание которого совпадает с наружной поверхностью ската, а также элементы крепления рабочего элемента к скату, которые выполнены в виде пластин, нижние концы которых загнуты под углом навстречу друг другу и которые имеют отверстия для крепления грунтозацепа на скате, отличающийся тем, что рабочий элемент образован из расположенных под углом друг к другу двух пластин, закрепленных на пластинах крепежного элемента, при этом торцевая поверхность первой из пластин рабочего элемента касается поверхности второй пластины этого элемента, а отверстия в пластинах элемента крепления имеют резьбу для установки крепежных винтов.

2. Грунтозацеп по п.1, отличающийся тем, что все пластины выполнены из алюминиево-магниевого сплава.

3. Грунтозацеп по п.1, отличающийся тем, что пластины рабочего элемента расположены под углом 90 o друг к другу.

4. Грунтозацеп по п.1, отличающийся тем, что снабжен дополнительными рабочими элементами, которые соединены с краями плоскостей пластин основного рабочего элемента.

Вопрос № 5

Под агрегатированием подразумевают соединение рабочих ма­шин и сцепки с трактором для образования МТА, отвечающего изложенным требованиям. При этом различают агрегатирование навесных, полунавесных и прицепных машин.

Агрегатирование навесных и полунавесных машин с трактором осуществляют с помощью навесного механизма, поднимаемого и опускаемого гидроцилиндром. Полунавесные машины отличают­ся лишь наличием опорных колес, которые чаще используют при рабочем ходе агрегата.

Наиболее распространенные схемы агрегатирования навесных и полунавесных машин с трактором показаны на рисунке 5.1. Есте­ственно, что в пределах отдельных схем имеют место дополни­тельные варианты соединения навесных и полунавесных машин с трактором. Например, на схемах (е, ж)сами боковые брусья могут также иметь опорные колеса. Наибольшее распространение полу­чили трехзвенные навесные механизмы (две продольные и одна центральная тяга), которые на некоторых тракторах могут пере­настраиваться и на двухточечную схему. Такое перестроение на двухточечную схему путем совмещения передних концов продоль­ных тяг применяют на тракторах общего назначения ДТ-75М, Т-150, Т-150К, ДТ-175С для агрегатирования с плугом. Двухто­чечная схема присоединения обеспечивает большую подвижность трактора относительно плуга, исключая опасные перегрузки в звеньях навесного механизма. При агрегатировании трактора с навесными и полунавесными машинами уменьшаются затраты труда (не требуется прицепщик), при меньшей массе обеспечи­вается высокая маневренность и существенно уменьшаются не­производительные потери времени смены на холостые повороты и переезды. Однако при этом число навешиваемых машин огра­ничено (обычно до трех), поэтому часто полная загрузка двигате­ля трактора на малоэнергоемких работах невозможна. Более эф­фективными с этой точки зрения с учетом конкретных условий работы могут оказаться прицепные машины, особенно с мощны­ми тракторами типа К-701.

Рисунок 5.1 — Основные схемы агрегатирования навесных машин с трактором:

а — заднее; б — переднее; в — переднее и заднее боковое; г — боковое серединное; д — переднее и боковое серединное; е — заднее и две боковые серединные; ж — переднее и две боковые серединные; з — переднее и заднее

Агрегатирование прицепных машин с трактором осуществляют с помощью различных присоединительных устройств, включая при­цепную скобу с серьгой, тяговый крюк, в том числе гидрофицированный, и т. д. При двух и большем числе машин используют различные виды сцепок. Наиболее распространенные схемы агре­гатирования прицепных машин с трактором показаны на рисунке 5.2. Основные недостатки прицепных агрегатов: необходимость прицепщика для отдельных типов агрегатов, большая масса и не­высокая маневренность, вследствие чего существенно возрастают потери времени смены на холостые повороты и переезды. Поэто­му наблюдается процесс перехода от прицепных к навесным и полунавесным машинам. Кроме непосредственного присоеди­нения навесных и прицепных машин к трактору агрегатирование предусматривает также проведение соответствующих настроечных и регулировочных операций, выполняемых в составе агрегата (обеспечение горизонтальности рамы машины, устранение «бочения» плуга и др.).

Рисунок 5.2 — Основные схемы агрегатирования прицепных машин с трактором:

I — с использованием универсальных сцепок: а — фронтальных; б — шахматных навесных; в — шахматных прицепных; II — с использованием специальных сцепок: а — навесных для двух орудий; б — прицепных бесколесных для двух орудий; в — для жаток при асимметричном расположении; г — для жатвенно-лущильного агрегата

В составе МТА сцепки представляют собой вспомогательные устройства, предназначенные для соединения нескольких рабочих машин с трактором.

К сцепкам предъявляют следующие требования: высокое каче­ство работы; обеспечение рациональной загрузки двигателя; высо­кая надежность и маневренность и др.

Классифицируют сцепки по следующим основным признакам.

По степени универсальности сцепки подразделяют на универ­сальные (для нескольких типов машин-культиваторов, сеялок и др.) и специальные (для отдельных типов машин-сенокосилок, валко­вых жаток, боковых граблей и т. д.).

По способу присоединения к трактору различают: прицепные (со своими ходовыми колесами); навесные, навешиваемые на трактор и имеющие опорные колеса сцепки.

По конструкции рамы различают сцепки с жесткой и шарнир­ной рамами, а также безрамные. Шарнирные рамы имеют сцепки, предназначенные для образования многомашинных широкозахват­ных агрегатов.

По расположению машин сцепки делят на фронтальные (ма­шины расположены в один ряд перпендикулярно к направлению движения агрегата), косые (машины расположены уступом) и комбинированные с одновременным использованием принципов фронтального присоединения машин и уступом.

Эксплуатационные показатели сцепок. Косновным эксплуата­ционным показателям сцепок относятся фронт сцепки, кинемати­ческая длина и тяговое сопротивление.

Фронт сцепки — наибольшее, предусмотренное конструкцией, до­пустимое расстояние между крайними точками на брусе, к которым можно присоединить рабочие машины при удовлетворении предъяв­ляемых агротехнических и других требований. Фронт сцепки в зави­симости от возможного числа присоединяемых машин пм:

Кинематическая длина сцепки равна расстоянию между точками присоединения сцепки к трактору и последнего ряда машин к самой сцепке или к удлинителю по ходу агрегата. Кинетическая длина сцепок данного типа возрастает с увеличением числа при­соединяемых машин.

С увеличением фронта и кинетической длины сцепки увеличи­ваются радиус поворота агрегата и ширина поворотной полосы.

Полное тяговое сопротивление сцепки, кН, с учетом формулы (3.9)

где тс — масса сцепки, кг; fc— коэффициент сопротивления качению сцепки.

При эксплуатационных расчетах, как видно из формулы (3.9), чаще используют удельное тяговое сопротивление сцепки, прихо­дящееся на 1 м ширины захвата соответствующего агрегата.

Наиболее широко в условиях эксплуатации используют гидрофицированные сцепки: СП-11 с фронтом 7м и массой 915кг; С-11У с фронтом 11м и массой 700 кг; СП-16 с фронтом 13,5 м и массой 1762 кг и сцепку для борон СГ-21 с фронтом 21 м и мас­сой 1800 кг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10000 — | 7788 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Разновидности грунтозацепов и их эксплуатационные свойства

Грунтозацеп является востребованным видом навесного оборудования и широко используется в разных сферах человеческой деятельности. Популярность устройства обусловлена его простой конструкцией, длительным сроком службы, низкой стоимостью и возможностью самостоятельного изготовления.

Назначение

Одним из самых распространённых вариантов использования грунтозацепов являются мотоблоки и мотокультиваторы. И хотя некоторые современные средства малой механизации имеют данные устройства в своей базовой комплектации, чаще их всё же приходится покупать отдельно от агрегата либо изготавливать своими руками.

Грунтозацепы используются в случаях, когда необходимо увеличить сцепление техники с грунтом и повысить тем самым её тяговое усилие и проходимость. Так, мотоблоки, оснащённые грунтозацепами, значительно увереннее ведут себя на рыхлых и глинистых почвах и становятся более устойчивыми. Это позволяет мотоблоку выполнять довольно глубокую обработку грунта без риска увязнуть или зарыться в землю. Кроме того, использование грунтозацепов для мини-тракторов и автомобилей ощутимо повышает их проходимость в условиях бездорожья или распутицы.

Однако использование грунтозацепов сельскохозяйственной и дорожной техникой не ограничивается.

В несколько изменённом виде устройства используются для более прочного закрепления теплиц на земле, а также для привязки деревянного фундамента к грунту. Строительные грунтозацепы устроены несколько иначе, нежели колёсные, и представляют собой пруты металлической арматуры длиной до одного метра с приваренной на одном конце плашкой. Для усиления конструкции прут забивают в грунт, а надземную часть прикручивают к деревянному фундаменту или основанию теплицы. Благодаря применению Т-образных грунтозацепов постройки хорошо выдерживают сильные ветровые нагрузки, а также сезонные подвижки грунтов.

Технические характеристики и размеры

Грунтозацепы для сельскохозяйственной техники представляют собой металлические колёса либо накладные ободья, оснащённые мощным протектором, который глубоко заходит в землю и надёжно сцепляет технику с грунтом. В качестве материала для их изготовления используется сталь высокой закалки, благодаря чему устройства практически не подлежат износу и способны прослужить ни один десяток лет. Важным рабочим параметром грунтозацепов для мотоблоков и мини-тракторов является их диаметр и вес.

От этих показателей зависит, насколько качественно агрегат будет выполнять свою работу по вспашке земли, удалению сорняков, окучиванию различных культур и удалению снега. Так, минимальный вес самых простых металлических колес не должен быть меньше 20 кг, иначе использование данного оборудования потеряет смысл, и польза от него будет минимальна. Если грунтозацепы, чаще самодельные, не дотягивают до указанного выше норматива, то их используют в сочетании с утяжелителями, присутствие которых обеспечивает технике необходимый вес.

Наиболее тяжёлые модели зацепов устанавливают на мотоблоки и мини-трактора, эксплуатируемые в условиях бездорожья, а также при разработке целинных земель и для обработки тяжёлого каменистого грунта.

Помимо веса грунтозацепов, важен и их размер. Диаметр заводских моделей варьируется от 300 до 700 мм, а ширина колеблется от 100 до 200 мм. Наиболее востребованными считаются модели Patpiot 490001070 и устройство для мотоблоков «Целина», «Каскад», «Кадви» и «Нева».

Габариты этих приспособлений равны 400х180 и 480×190 мм соответственно. Модели подходят к большинству отечественных агрегатов и используются для вспашки мягких грунтов, удаления сорной травы и нарезки борозд. Не менее популярна и модель Patriot S-24, весящая 11 кг и имеющая размеры 390х120 мм. С её помощью можно рыхлить землю, бороться с сорняками и убирать снег. Более габаритные устройства размером 500х200 мм могут использоваться в комбинации с плугом, а образцы 700х130 мм применяют с картофелекопалками и плоскорезами.

Грунтозацепы для мотокультиваторов имеют более скромные габариты, чем модели для мотоблоков. Так, популярные у отечественных фермеров «Тарпан» и «Нева» весят всего около 5 кг, имеют диаметр 280 мм и ширину 90 мм. Используются такие устройства для рыхления лёгких грунтов и работы с однорядными окучниками.

Разновидности

Современный рынок сельскохозяйственной техники представляет широкий выбор разнообразных колёсных моделей, классификация которых происходит по нескольким признакам. Главным критерием отличия грунтозацепов является их конструкция.

Существует два типа колёсных грунтозацепов.

Первый представляет собой изделия, выполненные в виде одного или нескольких сваренных между собой металлических ободьев, оснащённых конусовидными шипами либо угловыми пластинами, приваренными под определённым углом. Устанавливается такая конструкция вместо родных колёс, а крепление происходит с помощью специальных кронштейнов. К преимуществам вида относят высокую эффективность при обработке земли, и хорошую проходимость агрегата. Минусом считают необходимость «переобувания» мотоблока, что является довольно длительным и трудоёмким процессом.

Второй вид представлен грунтозацепами, выполненными в виде металлических насадок, которые устанавливаются поверх обычных колёс и не требуют монтажа на ось мотоблока. Конструктивно такие модели могут быть выполнены в виде цепей либо ободьев, оснащённых металлическими шипами. Внешне такие модели отдалённо напоминают обычные противоскользящие цепи для автомобилей.

Хорошо зарекомендовала себя и конструкция «краб», состоящая из закреплённых «гармошкой» металлических полос с загнутыми в виде крюков краями. Крюки надеваются на шину колеса, а скобы фиксируются специальным замком-ограничителем.

Такой вид грунтозацепов особенно популярен у владельцев внедорожников и хорошо зарекомендовал себя на разбитых слякотных дорогах с присутствием большого количества грязи и глины. Преимуществом данной разновидности грунтозацепов является быстрый монтаж и невысокая в сравнении с металлическими колёсами стоимость. К минусам относят чуть более низкую проходимость и необходимость дополнительного использования утяжелителей.

Следующим критерием классификации выступает совместимость грунтозацепов с различной техникой. По данному признаку выделяют специальные и универсальные устройства. И если первые предназначены для какой-то конкретной модели сельскохозяйственной или дорожной техники, то вторые совместимы с большинством из них, и могут быть установлены практически на любой агрегат. Преимуществом специализированных образцов является более высокий КПД и многофункциональность, а к достоинствам универсалов относят их практичность и возможность использовать применительно к любой технике. К тому же такие модели в случае ненадобности гораздо легче продать.

Как выбрать?

При покупке грунтозацепа для мотоблока или автомобиля необходимо правильно выбирать размеры устройства. И если для машины это сделать довольно просто, и нужно лишь знать диаметр колёс, то при выборе оборудования для мотоблока следует учитывать ещё и вес техники. Так, для моделей тяжёлого класса массой более 200 кг рекомендуется приобретать широкие грунтозацепы диаметром не менее 70 см. Для агрегатов среднего класса, весящих около 80 кг, лучше подобрать устройства с диаметром от 30 до 40 см. На совсем лёгкие модели весом до 50 кг, а также на мотокультиваторы подойдут узкие зацепы шириной 9 и диаметром 28 см.

Следующим критерием выбора является вид шипов. Это могут быть расположенные на ободьях клинообразные пластины или металлические штыри, сделанные из арматуры, а на самодельных моделях можно часто увидеть приваренный под определённым углом уголок.

Тип металлопротектора выбирается исходя из структуры почв и предназначения грунтозацепов. Так, при распашке целинных земель лучше выбрать модель с острыми шипами, в то время как для работы на влажных чернозёмах, глинистых и рыхлых почвах подойдут устройства с глубоким косым либо клинообразным протектором высотой более 10 см.

Правила эксплуатации

Для эффективной и корректной работы техники грунтозацепы нужно правильно установить. Для этого их надевают на колёсные валы мотоблока и фиксируют специальными кронштейнами. При установке зацепов на мотокультиваторы их ставят на вал редуктора и закрепляют штифтами. Если грунтозацеп подобран и установлен по всем правилам, то его шипы не будут касаться деталей агрегата, а при виде сверху вершины клинообразных шипов будут смотреть вперёд по направлению движения агрегата.

Если мотоблок или культиватор даже после монтажа грунтозацепов остаётся слишком лёгкими, то необходима установка утяжелителей. При эксплуатации агрегата, оснащённого любыми видами зацепов, строго воспрещается выезжать на заасфальтированную, металлическую или бетонную поверхность.

При использовании грунтозацепов необходимо соблюдать технику безопасности. Для этого перед началом выполнения работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, а также проверить исправность двигателя и надёжность резьбовых соединений агрегата.

Затем рекомендуется пройтись по обрабатываемому участку и удалить с его территории механический мусор, сухие ветки и большие камни. И также необходимо убедиться в отсутствии на земле электрических проводов, металлических тросов и водопроводных шлангов. И лишь после того, как поле будет подготовлено, можно приступать к работе.

При движении техники задним ходом, а также при разворотах необходимо быть особенно внимательными: во время крутых манёвров шипы могут вывернуть из земли камень, и куда он полетит, никому не известно. Особенно это касается мощных грунтозацепов с большой высотой шипа.

По завершении работ грунтозацепы следует очистить от остатков почвы и обработать универсальной смазкой или литолом. Хранить устройства следует в сухом проветриваемом помещении вдали от источников влаги. При грамотном выборе, бережной эксплуатации и правильном хранении грунтозацепы очень долго не выходят из строя и служат своим владельцам на протяжении многих лет.

О том, как правильно выбрать грунтозацеп для мотоблока, смотрите в следующем видео.

S-labMotorsport › Блог › О перспективах съемных грунтозацепов для увеличения тяговых способностей колеса.

Каждая конструкция имеет свою сферу применимости, поэтому, чтобы, как обычно, не сравнивать огурцы с помидорами надо начать с техзадания и, как водится, тезисов )

Основной массе любителей автомобилей повышенной проходимости эта самая проходимость требуется крайне редко и локально.

Типичный маршрут так называемых автомобильных экспедиций, это утомительное тарахтение Х тыщ км по автодорогам федерального значения до наиболее живописного болота, в которое затем происходит погружение с целью толкания, буксования, перетягивания на веревочках, и употребления специальных напитков, призванных облегчить боль от утраты лакокрасочного покрытия и более значимых конструктивных элементов.
Когда толкать приходится слишком усердно, а риск не успеть на работу становится все более осязаем, владелец мобиля таки начинает задумываться над увеличением проходимости.
(разумеется для того, чтобы уехать на 50 метров глубже)
Какие раздатки надо, куда чего приварить, где отпилить и как лучше резать боггер и пр премудрости не мне вам рассказывать.
Вы все знаете лучше меня.

Вся штука тут в том, что с увеличением проходимости все меньше начинает хотеться ехать на этом по асфальту, и все больше придумать предлогов почему сегодня полезней сходить в бар.
И слишком много приходится употреблять специальных напитков при виде того, что сделала погнутая рулевая тяга с новым боггером за Х тыщ км…

В общем снова приходим к тому, что счастья нет, как и универсальности.

Идея, которая много кого посещает при попытке решить задачку на оптимизацию — это сменный движитель.
Нуу например два комплекта колес.
И сразу же отметается. ибо они большие, тяжелые и девать их некуда.
Примерно в это же упираются всякие гусеничные тележки — маттраки.

На фото — автотуристы везут через всю страну сменный колесные движитель, чтобы в конце концов заменить его на гусеничный.

Давайте лучше подумаем о том, может ли само колесо менять свои свойства.
А для этого стоит задаться вопросом — а какие же нужны.

1. Опорные способности.
Тут на самом деле все грустно.
Ибо чтобы реально хоть как то увеличить опору, надо увеличивать колесо.
Что сразу влечет за собой радикальную переделку автомобиля с мужественным пилением драгоценных кузовных деталей.
Вес колеса растет, цена растет, удобство езды по дороге снижается все сильнее а площадь пятна не хочет увеличиваться пропорционально страданиям.
Какой то эффект конечно есть, машина тонет на 5 метров дальше чем раньше.

В общем как не крути а опорную проходимость нам получится увеличить только одним путем — выкинуть лишнее барахло из багажника вместе с обшивкой салона и любимым плюшевым мишкой, а так же сократить количество специальных жидкостей хотя бы вдвое.

Есть, на самом деле, еще один не очевидный, но крайне простая идея — прикрутить снизу лист алюминия.
Подробно об этом писал www.drive2.ru/b/2388383/ поэтому повторяться не буду.

Но тут кроется одно большое но, из за которого многие не верят в такой способ увеличения опорных способностей. .
Отсюда тянутся все мифы, про «прилипание».
Ложимся на ванну, вроде не тонем, но ползти не можем, не хватает тяги !
(Особенно это заметно без блокировок на осях.
Чуть подвисли, одно колесо разгрузилось и фсе. стоим буксуем. )

Те, кто ездил на гусеничных вездеходах хорошо знакомы с процессом.


Сделав это наблюдение плавно перейдем ко второму пункту.

2. Тяговые способности.
Тяговые способности наряду с геометрией крайне актуальны, особенно при рассмотрении типичных условий для движения автомобилей повышенной проходимости.
На самом деле в болото, по понятной причине, мало кто пытается лезть и основной ареал их обитания это разнообразные грунтовые дороги, где основное препятствие — раскисший верхний слой с низкими фрикционными свойствами и колея от урала с дровами.

И тут вдруг неожиданно выясняется, что супернизкая уделка то нам и не нужна, большинство каки можно проскользить, если тяги хватает.
И застреваем мы в 70% потому что тяговые способности погруженного в жижу колеса . ну вы поняли)
И то место, где уделка 0.05 сильно поможет, составляет 1км из Х тыщ . который можно или обьехать, или накидать кустов, или протащиться лебедкой в режиме санок.

(Повторюсь, я беру типичные маршруты для подобной техники типа небезызвестной Полнейшей Чухломы)

Размышляя в этом ключе среднестатистический джипер меняет свой любимый бфг ат на симекс, пытаясь неизменно схватится за специальную жидкость узнав о том, что через 5 тыщ км из него придется сделать клумбу, проехав в итоге от силы 300км в тех условиях ради которых все и затевается.

Вижу утомил уже.

Собственно — как просто, дешево и быстро в разы увеличить тяговые свойства колеса.
Для начала вопрос — какая геометрия грунтозацепов обеспечивает максимальное зацепление с плохо связанными грунтами ?
Далеко в литературу лезть не стоит, ибо поперечные лопасти, как у колесного парохода должны сразу возникнуть в сознании.
Кто-то обязательно вспомнит багги заезжающие в почти вертикальные горки по песку или шерпа А.Гарагашьяна.
Узкая лопатка создает точечную нагрузку, погружается и пытается сдвинуть слой . при почти полной аналогии шестерня-зубчатая рейка.

В любимой книге «колесные вездеходные и комбинированные движители» процессы, происходящие в контакте неоднородных сред, описаны более подробно.

И если мы снова обратимся к миру гусениц, то если это

Грунтозацепы для мотоблока

Мотоблок – необычайно нужная вещь в любом приусадебном или фермерском хозяйстве. Данная техника относится к категории легкой, что нисколько не отражается на ее эффективности и функциональности. Подобно более тяжелым и крупногабаритным тракторам или мини трактора, мотоблоки совместимы с разнообразным навесным оборудованием, позволяющим не только культивировать почву, но и окучивать грядки, собирать урожай корнеплодов и т.д.

В списке самых востребованных адаптеров к мотоблокам – грунтозацепы. Ими комплектуются не все мотоблоки, что вынуждает пользователей приобретать их самостоятельно. О том, как не ошибиться с выбором и можно ли эти механизмы изготовить самостоятельно, и пойдет речь дальше.

Для чего нужны грунтозацепы для мотоблока?

Грунтозацепы мотоблока – это специальные устройства, внешне напоминающие обычные металлические колеса, дополненные шипованными накладками. Само название указывает на их главное функциональное предназначение – гарантировать идеальное сцепление между культиватором и подстилающей поверхностью – почвой. Благодаря этим приспособлениям мотоблок может беспрепятственно передвигаться по любой местности независимо от погодных условий.

Помимо этого, грунтозацепы к мотоблоку выполняют и другие функции:

  • способствуют более качественной обработке почвы;
  • упрощают транспортировку как самого мотоблока, так и соединенного с ним груженного прицепа по бездорожью или на рыхлых грунтах;
  • увеличивая массу агрегата, обеспечивают ему хорошую балансировку и устойчивость в пространстве;
  • позволяют использовать другие навесные адаптеры, например, для предпосевной обработки угодий.

Разновидности грунтозацепов для мотоблоков

Правильный выбор грунтозацепов – залог их успешной эксплуатации и функциональности самого культиватора.

Он должен основываться на нескольких критериях:

  • размер – считается, что грунтозацепы на мотоблок подобраны верно, если после установки они не соприкасаются с кузовной частью. Важно учитывать силовой класс культивирующего устройства: для мотоблоков тяжелой серии, вес которых превышает 200 кг, рекомендуется использовать широкие грунтозацепы (d=0,7 м); средние и легкие культиваторы надежнее всего функционируют с менее габаритными металлическими колесами – с диаметром не больше 0,3-0,4 м;
  • характер поверхности грунтозацепов и тип почвы (ее влагоемкость, сыпучесть, рыхлость), которую предполагают обрабатывать. Внешняя сторона грунтозацепов может быть изготовлена в виде:
  • шипов, которые представляют собой равномерно распределенные пластинки приваренной арматуры различной высоты. Согласно отзывам потребителей, грунтозацепы для мотоблока с невысокими шипами (в р-не 2 см) с трудом эксплуатируются на влажных рыхлых почвах. Поэтому для черноземов лучше выбирать большую шиповку, которая не будет забиваться и не снизит тягу агрегата. На песчаных массивах, в которых влага долго не задерживается, этим критерием можно слегка пренебречь и руководствоваться только своими личными соображениями и бюджетом;
  • стрелок – их сцепляющая часть имеет угловатую форму. Стрелообразные грунтозацепы – самый популярный вариант оснастки, которая подходит к любому типу грунта и для любых нагрузок;
  • бренд и модификация мотокультиватора – самый надежный критерий, следуя которому сложно ошибиться. Грунтозацепы к определенной модели культиватора идеально адаптированы под его технические характеристики и чаще всего продаются в паре со ступицами;
  • цена – зависит от фирмы-производителя и универсальности. Приобретая грунтозацепы для легкого почвообработщика, важно понимать, что придется раскошелиться на вспомогательные элементы – утяжелители, без которых техника будет пробуксовывать на тяжелых грунтах.

Один из способов сэкономить на приобретении грунтозацепов и обзавестись верными помощниками для агротехнических нужд, является создание металлических колес для мотоблока своими руками.

Как сделать грунтозацепы для мотоблока своими руками?

Существует несколько способов изготовления самодельных грунтозацепов. Мы остановимся на нескольких, отличающихся между собой сложностью и объемом требуемой работы.

Грунтозацепы для мотоблока: самый простой вариант приспособления

Примитивным способом создать нечто подобное заводским грунтозацепам считается усовершенствование уже готовых заводских колес. Для этого приспосабливают т.н. «полосы противоскольжения», которые надевают на шины.

Их конструируют так:

  • берут 2-3 мм лист металла;
  • с помощью болгарки вырезают прямоугольник, который должен быть на несколько см шире профиля колеса и соответствовать длине его окружности;
  • загибают вовнутрь края полос, чтобы исключить соскок в сторону и травматизм оператора мотоблока;
  • приступают к подготовке грунтозацепной части – для этого понадобится листовая сталь с толщиной не менее 0,04 см. она сгибается под углом 120 0 и нарезается на равные отрезки;
  • сварочным аппаратом получившиеся заготовки присоединяют к полосам, оставляя между ними одинаковое расстояние.

Эту же последовательность действий проделывают и для второго колеса. Для натяжения приспособления на колесах потребуются болтовые стяжки, которые так же привариваются. Несоблюдение размерных пропорций между шипами на разных колесах может привести к тому, что при движении вперед мотоблок будет отклоняться влево или вправо.

Грунтозацепы на мотоблок своими руками: оптимальный вариант конструкции

Чтобы сделать более сложные аналоги заводским, грунтозацепы изготавливаются на основе стального листа или из автомобильных дисков. Точную конструкцию можно создать только по чертежу, который выполняют самостоятельно или берут уже готовый.

Для грунтозацепов в первом случае берется:

  • 4 мм сталь – она послужит для дисков будущих колес;
  • стальной лист 8 мм – для части, погружаемой в почву;
  • электроинструменты – сварка, УШМ, дрель.

Ход работ:

  1. УШМ вырезаем две одинаковые заготовки округлой формы, в середине которых сверлим крепежи для ступицы и шпилек;
  2. по их внешнему краю делаем зубчатую окантовку высотой не более 100 мм;
  3. второй лист стали распускаем на треугольники с затупленными углами;
  4. привариваем последние к зубчатой кайме, как показано на рисунке.

Второй вариант на базе жигулевских дисков

Будет нужен полный комплект дисков, поскольку на одну пару можно поставить шины и применять ее для транспортировки по дорогам с асфальтированным покрытием, а вторую – выполнить как традиционные грунтозацепы.

Последовательность действий:

  1. уголок из стали со стороной 5-6 см распускаем на отрезки, более широкие чем имеющиеся диски;
  2. в центре одной стороны болгаркой вырезаем треугольную площадку. Именно этой частью они будут соприкасаться на грунтозацепе;
  3. горелкой нагреваем уголок и слегка загибаем его. Дополнительно прихвачиваем сваркой, чтобы усилить заготовку;
  4. шипы из уголков привариваем по внешнему ободу машинного диска через равные промежутки (оптимальным будет шаг в 15 см, направляя заостренную часть по ходу перемещения мотоблока).

Аналогичные операции повторяются и для второго диска, как показано в видео.

Пользуясь нашими рекомендациями, можно изготовить самодельные грунтозацепы для любой марки и модели мотоблоков: «Агат», «Салют» или «Нева». Габаритные различия между моделями этих культиваторов незначительны, поэтому грунтозацепы с серии «Нева» МБ-1 и подойдут и на более поздние версии – МБ-2, МБ-21 и т.д., расширяя сферу их применения.

Читайте также:  Качели из ротанга: виды, формы и размеры
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector
Классы МПК:B60C27/20 с пластинчатыми элементами, взаимодействующими с грунтом
Патентообладатель(и):Замилов Владислав Диазович
Приоритеты: