Железобетонные трубы: как выбрать и установить?

Виды железобетонных труб, характеристики и применение

Современные трубопроводы собираются из полимерных или железных труб, которые обладают небольшим весом и достаточной надёжностью, однако, не смотря на их преимущества, железобетонные трубы также пользуются большим спросом, благодаря одному очень важному параметру – жёсткости, который позволяет использовать их для прокладки магистралей с высокими нагрузками. Если вы задумались о выборе железобетонных труб, то данная статья поможет вам разобраться в их классификации, а также ознакомит с преимуществами и недостатками жб изделий.

Применение железобетонных труб

Сначала необходимо определить, для чего используются такие трубы. Сфера применения жб труб достаточно широка: их можно использовать для обустройства различных канализаций, а также для транспортировки некоторых жидкостей. Говоря о конкретных примерах использования, можно привести следующее:

  • Организация канализаций и магистральных коллекторов для отвода бытовых и промышленных стоков;
  • Постройка ливневых стоков;
  • Устройство водоотведения через автодороги;
  • Сборка магистралей для транспортировки жидкости с неагрессивным химическим составом.

Прочность таких труб также позволяет использовать их для заливки фундамента или сборки различных опор.

Классификация железобетонных труб

Выбор жб трубы – достаточно сложная задача для новичка, поэтому сначала необходимо разобраться со всеми возможными вариантами данных труб. Всего они имеют несколько различных классификаций, каждую из которых мы подробно разберём ниже.

Прежде всего трубы классифицируют по эксплуатационным характеристикам:

  • Напорные железобетонные трубы используют для прокладки систем, где жидкость транспортируется под давлением. Дополнительная прочность трубы обеспечивается специальной технологией изготовления, включающей в себя процесс опрессовки. Такие трубы легко отличить по толщине их стенки, которая может достигать 10% от внутреннего диаметра трубы;
  • Безнапорные железобетонные трубы обладают меньшей прочностью на разрыв, однако к внешнему давлению они также имеют высокую стойкость. Использовать водопропускные трубы можно только для организации самотёчных систем;
  • Также выделяют трубы особого назначения, которые имеют повышенную устойчивость к внешним нагрузкам. Диаметр таких труб может достигать 2 метров, а длина 5 м. Чаще такие трубы используются для прокладки систем, расположенных под автомагистралями.

Трубы каждого класса также могут различаться максимальной глубиной их укладки. Обычно расстояние от поверхности Земли до трубы составляет 2, 4 или 6 метров.

Также стоит упомянуть, что напорные трубы имеют 4 подкласса, которые различаются своим рабочим давлением (от 5 до 20 атмосфер). Все трубы выпускаются определённого диаметра (от 40 до 160 см), которые можно использовать для транспортировки любых неагрессивных жидкостей.

Различные способы соединения жб труб

Следующая классификация разделяет железобетонные трубы по их способу соединения в единую систему.

Всего существует два способа:

  1. Раструбные железобетонные трубы используются чаще всего, так как их установка проводится легко и занимает достаточно короткий промежуток времени. Соединение таких изделий производится путём введения узкого конца одной трубы в расширение другой. Дополнительно в месте соединения устанавливается уплотнитель, который не допустит протечки жидкости на протяжении долгих лет.
  2. Фальцевые железобетонные трубы используются реже, однако они также имеют свою особенность. Соединение таких труб производится благодаря выбранным на кромках четвертям. Эти выемки стыкуют с другой трубой, после чего, стык замазывается цементно-песчаным раствором. Такой способ соединения требует значительно большего времени, однако в результате вы получите трубопровод с ровным сечением, тогда как, сечение раструбного соединения и основной части трубы сильно разнится.

Такими способами соединяются как безнапорные жб трубы, так и напорные изделия.

Как узнать характеристики трубы

Придя на место сбыта труб, вы увидите огромное множество различных материалов, которые сложно отличить, не обратив внимание на маркировку. Каждая приведённая выше классификация всегда отражается в маркировке любой железобетонной трубы, поэтому, научившись читать код, вы легко сможете подобрать трубу для конкретных целей.

Учиться читать маркировку будем на конкретном примере: ТБ 50.25-1.

В начале маркировки стоят буквы, которые могут означать следующее:

  1. ТН – трубы напорного класса;
  2. ТБ – трубы безнапорного класса, чаще раструбного соединения, которые также могут иметь обозначения ТП, Т, ТС, ТБП, отражающие определённые особенности раструбного соединения, например, раструб с бортиком или подошвой;
  3. ТФ, ТФП, ТБФП, ТЭ, ТО – маркировки труб с фальцевым соединением.

Далее идёт группа чисел, в которых также необходимо разобраться:

  1. Первое число (в нашем случае 50) показывает величину внутреннего диаметра трубы в см;
  2. Второе число (25) указывает на длину трубы в дм;
  3. Последняя цифра (1) указывает на класс максимально допустимой глубины установки трубы (2м, 4м и 6м).

Преимущества железобетонных труб

Такие трубы всегда отличались повышенной надёжностью и прочностью. Также различные способы изготовления позволяют добиваться необходимой прочности за небольшие деньги не только снаружи, но и внутри трубы.

Список основных преимуществ железобетонной трубы можно продолжать очень долго:

  1. Дешёвый процесс изготовления гарантирует невысокую цену на готовое изделие;
  2. Трубы устойчивы к различным температурным воздействиям, причём изделия из специального состава могут применяться в особо агрессивной среде;
  3. Толщина стенок и надёжность железобетонной конструкции позволяет добиться самой высокой прочности среди аналогов;
  4. Установка раструбным или фальцевым соединением достаточно проста, однако особо крупные трубы невозможно установить без специальной подъёмной техники, поэтому тяжёлый вес таких конструкций стоит отнести к минусам;
  5. Железобетонные трубы совершенно не боятся коррозии или гниения, что значительно превозносит их над металлическими аналогами;
  6. Бетон – отличный изолятор, поэтому трубам из такого материала не страшны блуждающие токи, которые также являются большой проблемой металлических труб;
  7. В сроке эксплуатации такие трубы способны конкурировать с некоторыми полимерными изделиями, ведь их срок службы составляет приблизительно 50 лет.

Минусов у данной трубы немного, однако они весьма существенны. Как говорилось выше, тяжёлый вес труб и невозможность установки без специальной техники – серьёзная проблема, приводящая к дополнительным затратам. Ещё одним существенным минусом является слабая устойчивость к агрессивным жидкостям, с которыми не справится даже специальный состав бетона.

Есть также один незначительный минус – шероховатость внутренней стенки, которая снижает пропускную способность трубы. Чтобы исправить такой недостаток, трубы зачастую обрабатывают специальным составом.

Значительная прочность к внешним физическим воздействиям нивелирует данные недостатки, поэтому труба пользуется большим спросом при организации промышленных систем водопровода и постройке различных оснований или фундаментов.

Трубы железобетонные: разновидности, маркировка и особенности монтажа

Трубы железобетонные (ЖБ) — это изделия, которые производятся из сверхпрочных марок бетона и применяются для транспортировки хозяйственно-бытовых отходов, а также дождевых вод. Все изделия, выполненные из этого материала, подразделяются на: безнапорные и напорные. Такие детали являются очень выгодными, так как отличаются невысокой стоимостью, простотой обслуживания и длительным эксплуатационным сроком.

Трубы ЖБ — это прочные, практичные изделия, которые применяются для устройства систем подачи и отведения воды

Основные характеристики ЖБ труб

Физико-технические характеристики железобетонных труб регламентируются государственными стандартами (ГОСТ). Рассмотрим основные требования, которым должны соответствовать железобетонные детали:

  • на стенках ЖБ изделий не должно быть трещин, иначе их использование запрещается;
  • изделия с маркировкой ТБ, ТСП, ТБП и ТС в обязательном порядке должны укомплектовываться специальными резиновыми уплотнителями, которые необходимы для организации герметизации стыков.

Полезная информация! Маркировка должна наносится в определённых местах, указанных в ГОСТе. Так, маркировка, как правило, наносится на наружную поверхность раструбного соединительного элемента. Однако для труб фальцевого типа допускается расположение маркировки на конце детали.

Показатель сечения таких труб может сильно отличаться, что позволяет расширить их эксплуатационную область. Для монтажа железобетонных конструкций используется спецтехника, так как их вес не позволяет производить прокладку своими руками. Однако, несмотря на это, такая коммуникация способна довольно быстро окупить себя на стадии эксплуатации.

Железобетонные трубы выпускаются с разными диаметрами, также их отличает отсутствие или наличие раструба

Достоинства и недостатки ЖБ труб

На сегодняшний день наиболее распространёнными и часто используемыми трубами являются раструбные железобетонные детали. Это объясняется простотой стыковки отдельных сегментов трубопровода между собой. ЖБ изделия считаются отличным вариантом для организации безнапорной (самотёчной) канализации, в которой происходит удаление стоков естественным путём. ЖБ изделия имеют множество достоинств, на которые стоит обратить внимание:

  • такие трубы отличаются высокими прочностными характеристиками, что позволяет им выдерживать большие нагрузки. Благодаря высокой прочности, ЖБ детали активно используются для прокладки под автомобильными дорогами и железнодорожными путями;
  • резистентность к высоким и низким температурам — ещё один плюс этих деталей. Некоторые изделия, выполненные из специальных марок бетона, разрешается использовать даже в суровых климатических условиях;
  • простота стыковки отдельных элементов трубопровода достигается за счёт соединительных деталей (раструбы и фальцы);
  • внутренние стенки таких деталей отличаются низким коэффициентом шероховатости, что позволяет добиться хороших пропускных показателей. В некоторых случаях для уменьшения коэффициента сопротивления на внутреннюю поверхность труб наносят специальные составы, которые устраняют микроскопические дефекты;
  • бетон является материалом, который имеет резистентность к губительным коррозийным воздействиям, а также является устойчивым к гниению. Поэтому при определённых условиях ЖБ трубы считаются более надёжными, чем стальные аналоги;
  • бетон является диэлектрическим материалом, поэтому изделия из ЖБ способны сопротивляться воздействию блуждающих токов в грунте;
  • такие трубы отличаются минимальной металлоёмкостью.

Как и любое другое изделие ЖБ безнапорные и напорные трубы имеют и некоторые недостатки:

  • большая масса, которая требует применения специальной технике при монтаже канала;
  • слабая устойчивость к агрессивным средам.

Важным преимуществом железобетонных труб является из высокая прочность, которая позволяет прокладывать их подземным способом и в тех местах, где большая нагрузка на почву

Трубы железобетонные обладают длительным сроком годности, который может достигать 50 лет (при нормальном использовании). Такие изделия подразделяются на несколько разновидностей, в зависимости от конструкции и функциональных особенностей.

Разновидности железобетонных труб

На сегодняшний день существует 4 основных типа железобетонных труб:

  • безнапорные;
  • напорные;
  • раструбные;
  • безнапорные раструбные.

Трубы железобетонные безнапорные применяются для прокладки каналов, по которым транспортировка жидкости происходит за счёт наклона коммуникации.

Обратите внимание! Важно отметить, что показатель сечения потока, транспортируемого по безнапорному трубопроводу, как правило, на 5% меньше, чем диаметр самой трубной конструкции.

Напорные детали производятся из прочных марок бетона и применяются для монтажа канализационных и других систем, в которых рабочая среда перемещается в результате воздействия давления. Давления в таких коммуникациях нагнетается с помощью специальной насосной техники.

Раструбные детали называются так, потому что включают в себя специальные соединительные элементы — раструбы. Раструбная железобетонная труба представляет собой отрезок трубопроводной конструкции, который имеет расширение на одном конце, а на другом — сужение. Трубы бетонные безнапорные являются наиболее распространёнными на сегодняшний день.

Безнапорные раструбные бетонные трубы используются для организации самотёчных каналов. Такие изделия являются устойчивыми к губительным коррозийным воздействиям, а также отличаются длительным эксплуатационным сроком. Стыковка отдельных сегментов такого трубопровода производится за счёт раструбных соединительных элементов.

Читайте также:  Тонкости процесса отделки фасада деревом

Трубы, имеющие расширение на одном конце, называются раструбными

Все железобетонные изделия подразделяются на 2 основные группы, в зависимости от варианта стыковки:

  • раструбные бетонные трубы;
  • фальцевые бетонные трубы.

Железобетонные трубы безнапорные раструбные имеют цилиндрическое сечение и ступенчатую поверхность в области втулочного элемента. Они комплектуются резиновыми кольцами для герметизации стыков и подошвой. Детали, которые стыкуются за счёт фальцев, практически ничем не отличаются от раструбных, кроме типа соединения.

Маркировка железобетонных труб

Маркировка железобетонных изделий определяет их функциональное назначение и наносится, как уже было сказано выше, на наружную поверхность раструба или на один из концов фальцевых деталей. Фирмы, производящие железобетонную продукцию, в обязательном порядке наносят маркировку, которая состоит из:

  • буквенного обозначения;
  • цифрового обозначения.

Буквенное обозначение указывает на тип трубы и на её особенности. В таблице ниже указаны основные варианты буквенной маркировки железобетонных трубных элементов.

Таблица 1

ТТНТПТБТБПТСТСПТФПТБФПТОТЭ

Некоторые типы ЖБ-труб комплектуются резиновыми уплотнителями, которые обеспечивают герметичность соединения

Особенности монтажа железобетонных труб

Рассмотрим поэтапно процедуру монтажа ЖБ трубопровода:

  1. Муфта железобетонной детали должна располагаться так, чтобы торец эксплуатируемой стороны сравнялся с меткой на трубе. Уплотнительный элемент, представленный резиновым кольцом, в обязательном порядке должен быть расположен так, чтобы дистанция от него до рабочего уплотнителя муфты была минимальной.
  2. Затем на конец второго железобетонного сегмента накидывают уплотнительный элемент. Дистанция этого элемента до торца должна быть небольшой.
  3. На третьем этапе посредством использования специальных монтажных инструментов производится перемещение муфты в сторону стыкуемой трубы. Одновременно с этим выполняется закатка первого уплотнительного элемента из резины.
  4. Далее, муфту перемещается до тех пор, пока не достигнет специальной метки на второй трубе.
  5. В конце производится монтаж второго уплотнительного кольца в щель муфты.

Таким образом, производится сборка железобетонного трубопровода. Наличие уплотнительных колец позволяет добиться необходимых герметизационных показателей.

Обратите внимание! ЖБ трубы, показатель сечения которых превышает 700 мм, стыкуются таким образом, чтобы дистанция от гладкого конца детали до её поверхности составляла не менее 1–1,5 см.

Важно запомнить, что после организации стыка двух труб необходимо позаботиться о его заделке. Для этих целей рекомендуется использовать пеньковую прядь, которая просмаливается составом на основе битума. После заделки стыка часто производят чеканку, которая необходима для обеспечения максимальной надёжности полученного соединения. Чеканка выполняется смесью асбеста (30%) и цемента (70%).

Какая труба лучше для дренажа при устройства подъезда к участку: обзор всех вариантов + пошаговая укладка в канаву

Здравствуйте, дорогие читатели! Канава на въезде во двор частного дома или дачи выполняет важную функцию. Именно в нее стекают дождевые и талые воды, которые могут повредить дорожное покрытие проезжей части.

Труба в канаву должна монтироваться правильно. В противном случае она не выдержит наружного давления и разрушится, либо отвод осадков и грунтовых вод будет выполняться не в полной мере. Они подмоют насыпь заезда и вызовут аварийную ситуацию. Как правильно уложить трубу в канаву, расскажет эта статья.

Материалы исполнения и виды

На трубы, проложенные в канаве, оказывает давление вес земли. Даже если поверху них залит бетонный мост, то он только перераспределяет эту нагрузку, но не может полностью устранить ее. Поэтому для скрытой прокладки необходимы трубы, обладающие достаточным уровнем кольцевой жесткости.

Кроме того, на них негативно воздействуют грунтовые, дождевые или талые воды, цикличность зимнего промерзания. А значит, материал исполнения подобных изделий должен быть стойким к коррозии и способным выдерживать низкие температуры.

Для таких работ подходят следующие виды труб:

  • Металлические.
  • Бетонные.
  • Железобетонные.
  • Из пластика.

Металлические

Стальная труба для прокладки в канаву может быть разного диаметра и длины, но обязательно толстостенная и хорошего качества. Металлические изделия с такими характеристиками, несмотря на вероятность появления коррозии, прослужат не менее 30-40 лет. Однако из-за большого веса металлических труб при их монтаже потребуется грузоподъемная техника.

Бетонные

Бетонные трубы кладут в канаву чаще других, поскольку они обладают большой пропускной способностью. Бетон отлично сопротивляется воздействию агрессивных сред, выдерживает значительные нагрузки и служит в течение долгого срока. Однако из-за большого веса подобных конструкций их самостоятельный монтаж вряд ли осуществим.

Железобетонные

Изготавливаются на заводах ЖБИ методом вибропрессования из тяжелого или мелкозернистого бетона, армируются арматурными каркасами из стальных стержней классов А-1 и А-III. Железобетонные изделия обеспечивают свободное транспортирование сточных вод, подходят для любых климатических условий. Длина отрезков составляет от 6 до 10 м.

Среди ж/б трубы по несущей способности различают 5 групп с допустимой высотой засыпки грунтом не более 2, 4, 6, 8 и 10 м. Для укладки в канаву можно взять трубу 1 группы. Она способна выдержать давление слоя грунта высотой до 2 м. Для большинства регионов нашей страны, где промерзание грунта не более 1,5 м, этого будет достаточно. У изделий 2 группы несущая способность выше. Их можно класть на глубину до 4 м. Однако такие конструкции достаточно хрупкие, поэтому должны укладываться на песчаную подушку и защищаться от весовых нагрузок слоем песка сверху.

Пластиковые

Для подземной прокладки выпускаются гофрированные пластиковые трубы, которые намного легче и дешевле других аналогов. Их пропускной способности и кольцевой жесткости достаточно для размещения в канаве. Они не ржавеют, долговечны и просты в монтаже. Их также нужно положить на песчаную подушку с прослойкой из геотекстиля, а сверху засыпать песком и щебнем.

Советы по выбору трубы

Кроме выбора материала трубы, важно грамотно определить ее диаметр. Правильный расчет сечения канала позволит талой и дождевой воде любой интенсивности свободно проходить за пределы участка. Если существует опасность попадания в полость конструкции крупного мусора, то с обеих сторон нужно установить защитные стальные решетки.

Учитывая, что железобетонные конструкции трудоемкие в монтаже, а металлические в условиях сырости подвержены коррозии, кроме того, дорогие, то лучшим вариантом устройства дренажной канавы будет пластиковая гофрированная труба. Она легко режется, устанавливается без применения спецтехники.

Для канавы можно взять канализационную двухслойную гофротрубу из полипропилена РР (ПП) (Прагма) или полиэтилена повышенной прочности (Корсис про) с гладкой внутренней поверхностью и структурированной наружной стенкой. Эти материалы отлично выдерживают внешнее давление и низкие температуры, не ржавеют, устойчивы по отношению к агрессивным средам.

Критерии выбора

Приобретать трубу для проезда через канаву следует с учетом следующих показателей:

  1. Способность выдерживать большую нагрузку. На строительную площадку возможен заезд грузовых автомобилей и спецтехники, поэтому подобное изделие должно обладать высокой механической прочностью, чтобы выдержать давление тяжелого транспорта и материала насыпи весом в несколько десятков тонн.
  2. Размеры траншеи. От них напрямую зависит объем проходящих сточных вод. Чтобы стоки не размывали насыпь, а полностью уходили из канавы, труба должна быть подходящего диаметра.
  3. Стоимостные показатели. На строительном рынке много разновидностей труб, которые можно применять для укладки в канаву. Выбор зачастую зависит именно от финансовых возможностей владельца.

Проектирование

При составлении проекта важно правильно определить ширину въезда на участок. Она должна быть минимум 4 м для возможности проезда не только легкового, но и грузового автомобиля. С каждой стороны также нужно дополнительно предусмотреть по одному метру защитной зоны. Значит, в канаву нужно укладывать изделие длиной от 6 м. Диаметр подбирают исходя из количества сточных вод. Весной талая вода должна заполнять трубопровод не более чем на ¼ объёма. Обычно устанавливают изделие диаметром от 300 до 500 мм.

Профиль канавы должен иметь форму перевернутой трапеции с плоским дном и шире уложенной конструкции на 10–20 см с каждой стороны. Чтобы исключить при эксплуатации всасывание трубы в грунт, дно углубляют на 25 см. Образовавшийся приямок засыпают щебнем и уплотняют. Глубина канавы должна составлять не менее 150–170 см в зависимости от толщины промерзающего зимой слоя.

Сама труба в канаве должна иметь строго горизонтальное положение или располагаться с уклоном в 2 см в нужную сторону. Иногда поверху траншеи заливают бетонный мост, выполняющий функцию распределения нагрузки.

Устройство дренажа

В дренажную систему канавы через заезд входит слой щебня и песка. Ими отсыпается сверху сливная труба, подстилающий слой на ее дне, а также боковые защитные зоны. Она устраивается, чтобы вода не просачивалась сквозь материал дорожного полотна, а проходила только через трубу. Для образования защитных зон вдоль канавы откапывают приямки шириной 50 см и глубиной 60 см. Их заполняют щебнем той же фракции.

Как установить трубу в канаву своими руками

Для быстрого и качественного выполнения работ по обустройству въезда на участок стоит привлечь опытную бригаду мастеров. Но, если есть уверенность, что справитесь самостоятельно, то подготовьте заранее необходимые инструменты и материалы, а также организуйте своевременную доставку спецтехники.

Читайте также:  Отопительные котлы Сибирь: особенности и модельный ряд

Необходимые инструменты и материалы

Кроме самой трубы, необходимы следующие материалы:

  • Щебень.
  • Песок.
  • Геотекстиль.
  • Бетон.
  • Арматура и вязальная проволока.
  • Доски для опалубки.
  • Гвозди.
  • Тротуарная плитка или асфальтобетонная смесь.
  • Бордюры.
  • Две декоративные решетки для защиты полости трубы от засоров.
  • Влаголюбивые растения для облагораживания заезда: ирисы, астры, лианы, пионы и др.

Для отрывки траншеи нужен экскаватор с емкостью ковша 0,4–05 м3, для укладки тяжелых труб из металла или железобетона — автокран. Кроме спецтехники, потребуются следующие ручные инструменты и приспособления:

  • Лопаты — штыковая и совковая.
  • Ручная трамбовка.
  • 2 ведра.
  • Емкость для приготовления бетонной смеси.
  • Вибратор для равномерной укладки бетона.
  • Молоток.

Необходимая техника для облагораживания заезда

Облагораживание заезда также не обходится без использования строительной спецтехники: экскаватора и бульдозера. Если в качестве дорожного покрытия выбран асфальтобетон, то для его уплотнения потребуется специальный каток.

Технология укладки

Пошагово технология укладки выглядит следующим образом:

  1. Разметка участка под канаву и корыта насыпи заезда.
  2. Копка траншеи со стенками под уклоном и срезка грунта вокруг нее на глубину 35–40 см.
  3. Нарезка приямков по дну траншеи и на боковых стенках.
  4. Уплотнение земли на дне приямков.
  5. Заполнение нижнего приямка щебнем с послойным уплотнением.
  6. Устройство щебеночной подушки толщиной 15–20 см.
  7. Настилка слоя геотекстиля, чтобы песок не уходил в землю.
  8. Устройство песчаной подушки толщиной 15–20 см по всей ширине канавы.
  9. Монтаж трубы.
  10. Установка опалубки и вязка арматурного каркаса для бетонных оголовков.
  11. Заливка бетона в опалубку с уплотнением вибраторами.
  12. Засыпка канавы слоем песка толщиной 10–15 см.
  13. Заворачивание краев геотекстильного полотна.
  14. Заполнение боковых приямков щебнем.
  15. Обратная засыпка траншеи песком и грунтом с послойным уплотнением.
  16. Устройство песчаной подушки под насыпь вдоль канавы.
  17. Укладка геотекстиля на песчаный слой.
  18. Устройство щебеночного основания под проезжую дорогу.
  19. Устройств дорожного покрытия переезда через канаву.
  20. Установка бордюров.
  21. Демонтаж опалубки с оголовков.
  22. Планировка участка и разбивка клумбы.
  23. Высадка и полив растений.

Видео по укладке

Бюджетный вариант обустройства въезда на дачу от народных умельцев смотрите на видео.

Основные ошибки при укладке трубы в канаву

  1. Отрывка канавы недостаточной глубины.
  2. Укладка трубы сразу на грунт, обратная засыпка местным грунтом.
  3. Отсутствие послойного уплотнения подстилающих слоев.
  4. Использование щебня крупной фракции для засыпки сверху. Под давлением тяжелой техники края щебня могут повредить внешнюю поверхность трубы, что приведет к разрыву стенки.
  5. Монтаж трубы с уклоном в обратную сторону.
  6. Малая толщина песчаных слоев.
  7. Отсутствие защитных конструкций по бокам канавы и насыпи.

Как избавить насыпь от размывания

Чтобы защитить насыпь от размывания, ее борта и продольные склоны укрепляются различными материалами:

  1. Для возведения бортов используют натуральный камень, белый силикатный кирпич или железобетонные плиты. С обоих боков канавы кладут кирпичные или каменные стенки. При этом концы трубы оставляют свободными. Если требуется укрепить борта бетоном, то вначале устанавливают опалубку с подпорками. Между стенками опалубки монтируют арматурный каркас, затем конструкцию заливают бетоном. Спустя неделю, после схватывания бетонной смеси, опалубку с оголовка можно снять.
  2. Вдоль канавы откосы укрепляют щебнем с проливкой цементным раствором, тщательно уплотняя каждый слой.

Заключение

Укладка трубы в канаву – это довольно трудоемкий процесс, но вполне выполнимый своими руками. Способов обустройства заезда много, а неизменной остается лишь цель – защитить участок от подтопления и организовать надежный проезд для транспорта. Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии под статьей, делитесь полезными идеями с друзьями в социальных сетях.

Железобетонные трубы: как выбрать и установить?

Определение и назначение

ЖБИ представляют собой сложные инженерные сооружения, которые обрели широкую сферу применения в жилом, сельскохозяйственном и промышленном строительстве. Сегодня они созданные на базе высокоэффективных технологий ничем не уступают своим пластиковым и чугунным аналогам. Более того, такие изделия привлекают возможность сэкономить в жилом, сельскохозяйственном и промышленном строительстве объектов.

Качественные способны прослужить свыше 70 лет. При этом такие товары не подвержены бактериальному воздействию, не боятся жары, засухи, влаги и морозов. На данный момент они широко применяются в следующих областях:

  • В частном строительстве сооружений;
  • В промышленном производстве оградительных элементов, опор и т.п.;
  • В обустройстве участков;
  • В создании канав, ливневых систем, коллекторов;
  • В изготовлении канализационных отводов;
  • Для создания стоков.

Выбор таких подходящих изделий зависит от назначения, размеров и сложности установки.

Трубы бетонные канализационные раструбные

Трубы бетонные для канализации

Современные обладают пропускным диаметром от 100 до 2400 миллиметров. При этом значение данного параметра непосредственно зависит от размеров, назначения и их типа. Еще одной важной их характеристикой считается стойкость к агрессивным средам. Чтобы улучшить это свойство современные производители стройматериалов добавляют в бетонную смесь различные присадки. Такие компоненты позволяют улучшить сопротивляемость к кислотам и щелочам. Собственно по этой причине используют для изготовления не только коммунальных, но и промышленных стоков.

Учитывая широкую сферу применения указанной продукции, становится ясно, что они должны располагать высокой прочностью, чтобы выдерживать линейные нагрузки. Они выдерживают внутреннее давление от 0,1 МПа до 2 МПа.

Выбирая, следует учитывать, что сегодня производители предлагают несколько вариантов стыков. В частности, их можно устанавливать в раструб или в фальцы. При этом сегодня их все можно условно поделить по сфере применения на напорные и безнапорные изделия. Первый вариант изготавливается либо из чистого бетона, либо с примесями полимеров и стальных вставок. Втулки, сделанные из пластика или стали призваны обеспечить большей устойчивостью к агрессивным средам применения.

Разновидности и размеры определяются по ГОСТ 22000-86.

Основные виды бетонных труб

  • ТБ;
  • ТБС;
  • ТБФ;
  • ТБПФ;
  • ТБПС.

Типы бетонных труб

Разновидность железобетонных труб типы и виды

  1. Раструбные канализационные со стыковыми соединениями (ТБ).

Такие изделия отличаются тем, что один из их концов несколько расширен. Они относятся к безнапорным. Они предназначены для работы с неагрессивной жидкостью, температура которой не должна превышать 400 градусов. Данные изделия уплотняют при помощи колец, герметика или ударопрочных материалов. Что касается способа установки, то монтаж осуществляется встык. В свою очередь ТБ по государственному стандарту делятся на:

  • Т-цилиндрические;
  • ТБ с резиновыми кольцами и упорным бортиком;
  • ТС цилиндрические со ступенчатой поверхностью;
  • ТФП цилиндрические.
  1. ТБС раструбные канализационные:

Данная разновидность относится к безнапорному типу. Изделия, входящие в состав этой группы, как правило, имеют внутренний диаметр стенок – 400 миллиметров. При этом их длины могут достигать 2500 миллиметров. Чаще всего ТБС эксплуатируют для возведения хозяйственно-бытовых канализационных сетей. Производятся эти разновидности посредством виброгидропрессования. Собственно, применение данной технологии и обусловлены высокие технические характеристики.

  1. ТБФ фальцевые цилиндрические трубы:

Диаметр раструбных такого типа может колебаться от 400 до 2400 миллиметров. При этом их при выборе таких изделия важно учитывать и другие параметры. В частности, если вас интересуют диаметром в 1600 миллиметров, то по несущей способности ТБФ могут иметь 2 марки в зависимости от площади сечения. Этот параметр определяется по высоте засыпания трубопровода. Трубы диаметром свыше 1600 миллиметров используют при высоте засыпки не более 4 метров. Работая с ТБФ очень важно установить основание по всей высоте грунтом, дополненным послойным уплотнителем.

  1. ТБПВ фальцевые трубы с подошвой:

Бетонные фальцевого типа, оснащенные подошвой относятся к безнапорным изделиям, которые применяют для проведения трубопровода под землей. Раструбные решения предусматривают использование специальных муфт, которые предназначены для упрощения установки материалов. К достоинствам ТБПВ следует отнести возможность установки на неровной поверхности.

  1. ТБПС трубы, соединения которых уплотнены резиновыми вставками:

Этот вид производится согласно ГОСТу 20054. Речь идет о цилиндрических раструбных изделиях, имеющих подошву и стыковую поверхность. На их концах имеются специальные втулки, упрощающие монтаж изделий и обеспечивающие конструкции долговечность. Для лучшей устойчивости изготовители дополняют ТБПС специальными резиновыми кольцами.

  1. 6. Труба бетонная в канаву на заезд:

Диаметр таких может варьироваться от 400 до 2400 миллиметров. Поверхность втулочного конца может быть оснащена кольцами с резинкой. Это обеспечивает изделиям большую плотность и износостойкость.

Трубы бетонные канализационные в свою очередь делятся на:

  • трубы бетонные безнапорные
  • трубы бетонные дорожные
  • прямоугольные бетонные трубы

Монтаж бетонных труб — видео

При прокладке канализационных сетей следует учитывать, что муфта бетонных конструкций монтируются в изначальное положение так, чтобы торец совпадал с меткой. При этом если изделия оснащаются кольцами с резинкой, то они должны находиться максимально близко к кольцам муфты. Последние, в свою очередь должны находиться в конической муфтовой щели и заходить заподлицо. Чтобы завести их в указанное место следует использовать конопатку.

После выполнения вышеуказанных действий на окончание второй трубы необходимо добавить дополнительное резиновое кольцо. Желательно, чтобы оно размещалось недалеко от торца. После этого при помощи специального инструмента муфту продвигают к стыкуемой трубе строго по направлению. Параллельно этому действию необходимо произвести закатку кольца на первой трубе. По этой причине монтаж канализации необходимо осуществлять группе специалистов. Самостоятельно справиться с этой задачей физически нереально.

После того, как муфта достигнет отметки на другой канализационной трубе в щель нужно поместить второе резиновое кольцо. Это обеспечит должную водонепроницаемость, которая необходима для правильного расположения колец в стыках. Если добиться этого качества не удастся, трубы прослужат не долго.

Размеры бетонных труб

Размеры труб типа Т

Dу, ммТип трубыРазмеры труб, ммМасса трубы, т
dided1d2tll1l2l3l4
400Т40.504005005306505050005100100150750,95
500T50.5050062065079060851,4
600T60.506007207508901,7
800T80.5080096099011708051101102001053,0
1000T100.5010001200123014501001254,8
1200Т120.5012001420145016901101356,0
1400T140.5014001620165018907,0
1600Т160.5016001840187021301201458,7

Размеры труб типа ТБ

Dу, ммРазмер трубыРазмеры труб, ммМасса трубы, т
dided1d2tt1аll1l2l3l4hh1h 2
400ТБ40.504005005316845076,54450005145145365102921160,95
500TБ50.505006206518346091,55951601604251051071,5
600TБ60.506007207519341,7
800TБ80.50800960991121080109,54821253,0
1000TБ100.501000120012311498100133,559014974,8
1200ТБ120.501200142014511740110144,56951701706341151606,3
1400TБ140.501400162016511946147,5745175175163137,3
1600ТБ160.5016001840187121961201598451851856541251789,0

Внимание! Трубы, диаметр которых превышает 900 миллиметров, должны оснащаться двойным сварным каркасом. Такие раструбные канализационные трубы из бетона производятся по ГОСТ 6482-88. Относительно установки больших труб, важно, чтобы промежуток между стыками составлял 10-15 миллиметров. Кроме того, стыки должны соединяться качественной прядью из пены.

Конструкция бетонных труб

Как устроена железобетонная труба — конструкция

Если еще несколько лет назад их изготавливали из массивных стенок, оснащенных отводами, то современные аналоги гораздо удобнее и практичнее. Стены современных канализационных труб могут иметь либо раздельный, либо общий фундамент. Все зависит непосредственно от геологических условий, в которых предусматривается эксплуатация продукции.

Для слабых грунтов производят с общим фундаментом, что позволяет существенно уменьшить величину давления. В некоторых случаях для большей эффективности производители делают для общего фундамента обратный свод. В таком случае данный элемент выполняет сразу две важные задачи: обеспечивает отток воды и выступает в роли лотка для протекания. Такие изделия производятся из бутового камня.

Если их необходимо установить на дорогах, которые относятся к низким техническим категориям, лучше использовать изделия, имеющие круглое основание из звеньев. При этом хорошо, если они дополнительно оснащены плоской подошвой. В таких трубах звенья могут иметь отверстие диаметром от 1 до 1.25 метров. Толщина их стенок при этом может варьироваться от 14 до 16 сантиметров.

В устройстве подошвенной части располагается сварная сетка, сделанная из арматуры диаметром до 10 миллиметров. Метал, используемый для изготовления данного элемента конструкции должен относится к классу А-II. Вместе с тем, сегодня существует два типа звеньев:

Единственным недостатком указанных классов является не экономичность. Для прокладки канализации из таких материалов необходимо много бетона. Как правило, указанные трубы монтируются под насыпями. Их высота может достигать до 7 метров.

Следует учитывать, что звенья круглых канализационных труб очень тяжело равномерно разместить на базу фундамента или основания. Чтобы в процессе монтажа не допустить ошибки производители предлагают типовой проект звеньев. Помимо этого, можно задействовать дополнительные сетки, которые позволяют укрепить пяту арматуры.

Как установить трубу в канаву под дорогой для заезда на участок

Строитель 4 разряда

Трубу в канаву часто требуется установить для заезда на участок. Она является частью дренажной системы, через которую необходим въезд. Таким образом, осадки с дороги будут скапливаться в канаве, не нанося вреда асфальту, а также дорога не будет заболачиваться. Но выбор материала для такой конструкции имеет свои нюансы, как и технология производства.

Канава под въездом нужна для отвода излишков осадков с дороги

Выбор материала

Сначала необходимо выбрать материал, из которого сделана труба. Самым важным здесь является то, какие нагрузки она будет выдерживать. Поэтому нужно выяснить, будет ли тяжёлая техника проезжать по дороге или нет. Одни из самых популярных материалов для этих целей — это железобетон, металл и пластик.

Железобетонные изделия

Железобетон — довольно популярный материал для установки трубы в канаву на заезд к участку. Связано это с большой прочностью такой конструкции. Но установить её получится только с помощью специализированной техники.

В этом видео вы узнаете о видах труб для канавы:

Производятся железобетонные трубы в 2 этапа:

  1. Изготавливается каркас из арматуры. Делаются круглые дуги и свариваются вместе одна к одной.
  2. Заливка бетоном и образование нужной формы. Конструкция также поддаётся вибропрессованию. Это позволяет сделать её более прочной.

Изделие получается очень гладким и прочным. Концы трубы, не укрытые землёй, часто засыпают камнями. Тогда она способна выдерживать такие нагрузки и её это не деформирует. Бетонная структура довольно прочная, поэтому вода никак не может проникнуть внутрь и поспособствовать образованию коррозии на арматуре. Габариты железобетонных изделий могут быть следующие:

  • сечение бывает от 0,3 до 1,2 метра;
  • длина от 2,5 м до 5 м;
  • толщина стенок от 140 до 200 мм.

По мощности их также можно разделить на 2 вида:

  1. Можно закапывать не более чем на 5,5 метров в землю. Для большой глубины они непригодны.
  2. Можно закапывать до 10 метров.

Основными преимуществами бетонной трубы для канавы является прочность материала и продолжительный срок службы. Минусами можно считать высокую стоимость, вес и размеры. Установить бетонную трубу можно с помощью спецтехники.

В качестве аналога железобетонным конструкциям можно рассматривать асбестоцементные изделия. Они практически не уступают по прочности, а вес их немного меньше, чем железобетонных.

Металлические конструкции

Изделия из стали тоже являются очень популярными в качестве дренажной трубы. Материал довольно прочный, поэтому может служить до 40 лет. Металлическая труба способна выдерживать и грузовые автомобили, потому проблема с въездом на участок решится полностью.

Важным преимуществом такого материала является возможность самостоятельной установки. Нет необходимости в специализированной технике и помощи мастера. Это позволит существенно сэкономить деньги на установку.

Единственным недостатком металлических изделий считается их способность со временем ржаветь. С этим явлением можно бороться. К примеру, гидроизолировать трубу с помощью специальной краски или приобрести трубу большей толщины. Это существенно продлит её срок службы.

Для максимального срока службы необходимо устанавливать только новые изделия. Б/у материал может лопнуть при заезде габаритной и тяжёлой техники, если он уже в очень плохом состоянии.

Пластиковые аналоги

Самый современный вариант — пластиковые изделия. Они очень лёгкие, а монтаж не принесёт никаких сложностей. Не нужно нанимать специалистов для монтажа. Обустройство пластиковой трубы для канавы можно осуществить самостоятельно.

Цена пластиковой трубы небольшая. Важным преимуществом такого материал является его стойкость, невозможность образования коррозии и безразличность к химическим веществам. Делают такие трубы из особо прочного пластика. Он способен выдерживать большой вес при переезде автотранспорта. Такой материал используют для больших дорог. Монтировать трубу в канаву совершенно несложно. Пластиковые изделия выдерживают большие перепады температуры — от -60 до +90 градусов.

Для изготовления пластмассовых изделий, как правило, применяется такой материал:

Большинство труб изготавливаются из поливинилхлорида. Продукция бывает однослойная или двухслойная. Также для заезда на участок устанавливают их разновидность — гофрированные трубы. Внешняя часть имеет слой в виде гармошки. Это позволяет конструкции лучше выдерживать нагрузки, амортизировать и быть более эластичной. Диаметр гофрированных изделий может быть разным: от 1 до 6 метров.

Если по дренажу планируется проезд габаритной техники, необходимо выбрать изделие из высокопрочного пластика. Для этого лучше использовать двухслойную трубу с гофрированной поверхностью. Так же, как и металлические изделия, пластиковые комплектующие лучше ставить новые. Б/у материал имеет пониженную прочность.

Этап проектирования

Ширина такой дренажной системы должна соответствовать ширине ворот и проезда на участок. Как правило, это около 4 метров. При составлении проекта необходимо учитывать и возможность проезда грузовой техники. Для того чтобы не было воздействия слишком большого давления, на край трубы следует установит минимум по 1 метру защитной зоны.

В связи с этим, ширина проезда в большинстве случаев составляет около 6 метров. Первопричиной этому также выступает фабричная длина труб, которая зачастую составляет 6 метров. Важно помнить и о необходимости постоянного водоотведения. Ширина должна быть одинаковой по всей длине дренажа. Сверху конструкция должна напоминать перевёрнутую трапецию.

Перед сооружением канавы следует составить подробный чертеж будущей конструкции

Идеальные параметры ширины варьируются от 40 до 100 см. Это непосредственно зависит от ширины трубы: чем она больше, тем и ширина канавы будет увеличиваться. Для того чтобы труба не всасывалась в грунт, её закапывают в канаву прямоугольной формы (приямка) 25-30 см в глубину. Это позволит создать несжимаемость подсыпки.

При составлении проекта необходимо учитывать и постоянное подрезание канала.

Обустройство дренажной системы

​Одной из главных целей дренажного рва является отвод воды. Но он не должен быть препятствием для выезда автомобиля. Для этого и устанавливают дренажную трубу для заезда на участок. Такая конструкция будет не только выполнять свою непосредственную функцию, но и будет элементом экстерьера дачи. Канава при этом должна быть параллельной к главной дороге.

Хотя, на первый взгляд, такую конструкцию установить достаточно сложно, но это не так. Её можно обустроить и самостоятельно, без помощи сторонних специалистов. Главное — подобрать материал нужного качества, приготовить щебень, песок, воду, лопаты и тому подобное. Учитывать необходимо и стойкость материала к коррозии.

Для эффективной работы канавы следует соорудить дренажную систему на учатске

Защитные борта конструкции должны быть немного длиннее, чем сам проезд. Для этого в траншее выкапывают специальные зарезы около 50 см. Дно траншеи необходимо делать одинаковой высоты. Поэтому всю траншею, включая зарезы под защитные борта, засыпают щебнем. Глубина траншеи должны составлять около 60 см. Но это непосредственно зависит от диаметра самой трубы для въезда на участок, поэтому глубина может быть другой.

Самая важная задача — это покупка материалов. Необходимо учитывать, какой вес дренажная система будет способна выдерживать. Канава должна быть перпендикулярной въезжающему автомобилю. Если использовать металлические элементы, то их обязательно перед установкой нужно покрасить или обработать битумной мастикой.

Если сечение небольшое, то края можно закрыть металлической решёткой. Она будет выполнять роль фильтра, который будет предотвращать засорение конструкции. Хотя если диаметр достаточно большой, то засорения не произойдёт. Лотки должны быть установлены в перевёрнутом виде. Так делают при установке теплотрассы.

Технология укладки

Сама технология установки не является сложной. Для этого необходимо придерживаться основных этапов по обустройству.

Монтаж состоит из следующих шагов:

  1. Выкопать траншею. Глубина – около 1 метра. Стенки необходимо сделать под наклоном.
  2. Утрамбовать дно.
  3. Сделать подушку из песчано-щебневой смеси.
  4. Уложить трубу.
  5. Залить защитные борта.
  6. Засыпать землёй.
  7. При желании заасфальтировать проезд или уложить брусчатку.

После установки трубы необходимо обеспечить вывод воды в канаву или канализационную систему. Перед тем как засыпать конструкцию землёй, необходимо насыпать 20-30 см щебня, после чего 10-20 см песка.

Размывание конструкции

Чтобы уберечь дренажную систему от возможного рассыпания, необходимо укрепить конструкцию камнем, кирпичной или железобетонной стеной. Такие защитные сооружения выполняют на 10-15 см длиннее, чем вся конструкция. Для того чтобы процесс установки проходил легче, дно можно засыпать смесью ПГС. Она хорошо выровняет поверхность и закроет трубу. Дальше можно переходить к установке бортов.

Читайте также:  Клеим обои двух видов в зале
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...