Ремонт радиаторов отопления: особенности процесса и последовательность действий

Что нужно знать о монтаже радиатора отопления

Все когда-то сталкиваются с необходимостью установки новой батареи из-за того, что прохудилась или перестала устраивать старая. Делают это в процессе строительства или капитального ремонта собственного дома. В этом случае следует иметь в виду, что профессиональный монтаж радиаторов отопления является гарантией безупречной и длительной работы как самого прибора, так и всей отопительной системы здания. Ответственность за качество и последствия несет специалист-исполнитель, а при самостоятельной замене, соответственно – хозяин жилья и установленной новой батареи.

Основные требования к успешной установке отопительных приборов

Понятно, что отказ от услуг квалифицированных сантехников в таком деле, как монтаж батарей, возникает «не от хорошей жизни». Кому-то жаль денег, которых и так нет. А часть хозяев, наслушавшись историй о недобросовестных наемных мастерах, вполне обоснованно считает — лучше, чем я сам, себе никто не сделает.

В действительности самостоятельно выполнить эту работу без навыков и спецтехники возможно, если этому не препятствуют сами радиаторы. К примеру, для монтажа алюминиевых приборов отопления специальное оборудование не понадобится. В отличие от них, тяжеловесные чугунные агрегаты просто невозможно установить без определенной сноровки и сварочного аппарата.

Монтаж радиатора отопления своими руками предполагает умение читать инструкции и схемы. Пренебрежение рекомендациями изготовителей теплотехники, установленными нормами и правилами ее монтажа, советами опытных мастеров и техникой безопасности, как правило, имеет пагубные последствия.

Нормы СНиП для монтажа батарей

Общие правила монтажа отопительных приборов по СНиП:

  • Крепить радиаторы нужно таким образом, чтобы вертикальная ось, проходящая через центр окна, совпадала с центром батареи — при максимальном отклонении не более 2 см.
  • Длина батареи должна составлять 75% ширины окна.
  • Расстояние между установленным радиатором и полом должно быть не менее 60 мм, до подоконника — не меньше 50 мм, до стены — минимум 25 мм.
  • В некоторых случаях перед монтажом отопительного прибора поверхность стены требуется покрыть теплоотражающим материалом.

Соблюдение этих норм позволит получить оптимальный теплообмен между радиатором и воздухом помещения.

Для монтажа отопительных батарей требуется крепеж, соответствующий их материалу. Например, для установки чугунных (самых массивных) радиаторов необходимы кронштейны достаточной толщины и длины, позволяющей отрегулировать расстояние до стены. Когда крепление чугунного изделия осуществляется к основе, выполненной из гипсокартона или дерева, то используют специальную подставку.

Установку алюминиевых приборов производят на кронштейны определенной длины. Так как эти батареи более легкие, каких-либо особых усилий и приспособлений для их монтажа не требуется.

Время проведения работ

Каждый хозяин в своем доме, как говорится, «сам себе режиссер». Любые манипуляции с отоплением, включая установку и замену радиаторов, можно делать, когда заблагорассудится. Надо только не забыть перед этим слить воду из системы.

Другое дело — многоквартирный дом, да еще с централизованным теплоснабжением. Если монтаж проводится в предназначенное для этого время, то есть в период между отопительными сезонами, то и в этом случае работники ЖЭКа должны быть поставлены в известность. На время работ они произведут сброс из вашего стояка теплоносителя, который может находиться в системе в целях ее меньшего разрушения коррозией.

Другой вопрос — можно ли менять батареи в отопительный сезон, когда на улице зима? Это уже в меньшей мере будет зависеть от желаний на то хозяина жилплощади. Конечно, если произошла аварийная ситуация, когда радиатор потек или, что еще хуже, превратился в настоящий квартирный гейзер, то работники ЖЭКа просто обязаны будут принять необходимые меры — перекрыть аварийный стояк и слить из него воду.

Когда замена будет связана с неудовлетворенностью работой радиатора или с плановым зимним капитальным ремонтом квартиры, то тут все несколько сложнее, но все-таки возможно. Желательно выбрать период, когда температура на улице будет не ниже 15°С, и обратиться в ЖЭК с просьбой отключить отопление нужного стояка. Как правило, работники ЖЭКа в этом не отказывают, тем более что на сегодняшний день распространена практика отключения на платной основе. Потребуется также согласие соседей по стояку сверху и снизу.

Обратите внимание! Менять радиаторы в зимнее время даже предпочтительнее, так как наличие давления в системе даст возможность сразу проверить качество выполненных работ. Оптимальным будет обращение к услугам сантехников, обслуживающих ЖЭК. Следует оговорить в деталях качество выполняемых работ. Лучше менять сразу все отопительные приборы в квартире — это обойдется значительно дешевле, чем по отдельности каждый радиатор.

Установка радиатора

Обычно радиаторы располагают под окнами и гораздо реже на стене — к примеру, около входной двери в прихожей. Трубы к отопительным приборам подводятся снизу, сбоку или по обеим сторонам. Во время установки батарей с односторонним подсоединением труб не следует стремиться к чрезмерному наращиванию количества секций. В системах с естественной циркуляцией теплоносителя рекомендуется максимум 12 секций, а с искусственной — не более 24. В многоквартирных домах самовольное изменение конфигурации существующей отопительной системы вообще карается законом, так как может привести к разбалансировке отопления всего дома и даже к созданию аварийных ситуаций.

Для возможности регулирования температуры в помещении и потребления тепловой энергии в автоматическом или ручном режиме устанавливают терморегулирующую арматуру. А на случай проведения техобслуживания или аварий — запорную арматуру, что позволит при необходимости отключить батарею от отопительной системы.

На радиаторе обязательно монтируют кран Маевского, который позволит удалять воздух из батареи и отопительной системы. Это требуется делать в самом начале подачи тепла и по мере необходимости на протяжении отопительного сезона.

Износу, коррозии и механическому воздействию подвергается внутренняя поверхность коллектора и патрубки для подключения к водопроводу

Основные причины разгерметизации отдельных элементов конструкции заключаются в следующем:

  • эксплуатационные характеристики отопительного прибора не соответствуют заданным условиям в конкретном доме (давление, температура, уровень PH);
  • монтаж батареи произведен с нарушениями технологии;
  • загрязненный или агрессивный состав водяного теплоносителя;
  • несвоевременная замена резьбового ниппеля с прокладками;
  • истек срок службы батареи.

Признаки неисправного состояния алюминиевых радиаторов выглядят так:

  • неравномерная температура корпуса отопительного прибора;
  • налет на соединительных узлах;
  • течь в швах или полости корпуса.

Прежде чем начать ремонт алюминиевой батареи, нужно остановить циркуляцию водяного теплоносителя. В случае с автономным водоснабжением эту задачу можно решить самостоятельно. Если в доме проведено централизованное теплоснабжение, то вариантов 2: либо спускают воду с помощью обслуживающего дом персонала, либо перекрывают доступ к жидкости посредством байпаса.

Что нужно для ремонта алюминиевой батареи отопления

Для ремонта алюминиевого радиатора отопления своими руками понадобится набор сантехнического и универсального инструмента. Также необходимы вещества для очистки поврежденного участка корпуса или соединительного узла, материалы для герметизации батареи, защита для напольного покрытия.

Так, понадобятся следующие вспомогательные средства:

  • стальной сантехнический трос;
  • наждачка для устранения наружного нароста коррозии;
  • лимонная кислота или мыльный состав (после замачивания через 2-3 часа корпус простукивают пластиковым или резиновым предметом для отслоения ржавчины, налета и грязи).

Для реставрации радиатора отопления можно использовать следующее:

  • эпоксидная смола с металлическим порошком;
  • густотертые белила с добавлением цинка;
  • герметик, устойчивый к воде и нагреванию, хорошо контактирующий с металлом;
  • холодная сварка с допустимой эксплуатацией при температуре до +100 градусов;
  • припой в случае работы паяльником.

Для демонтажа батареи понадобится разводной или гаечный, ниппельный ключ. Под алюминиевый радиатор можно постелить фанеру, ветошь или пленку. Дополнительно нужно поставить емкость для стекающей воды. Для сборки и установки оборудования также пригодится лен или фум-лента, фиксирующие хомуты, стяжки, проволока (зависит от используемого ремонтного состава).

Читайте также:  Как отремонтировать перфоратор Makita?

Как отремонтировать алюминиевый радиатор отопления

Часто неисправность алюминиевого радиатора сводится к разгерметизации корпуса или соединительного узла. Поэтому ремонт отопительного прибора начинается с выявления причины повреждения. Если батарея старая, то проще ее заменить полностью. Другой вариант предусматривает аналогичное действие с неисправной секцией. Третий подход заключается в определении места протечки и последующей реставрации алюминиевого оборудования.

Поиск поврежденного участка

Чаще происходит разгерметизация в узловых соединениях. Осмотр стыков между алюминиевыми секциями и водопроводом, как правило, сразу приносит результат. Нижние контакты можно проверить на ощупь.

Если визуально повреждение с помощью зеркала и фонарика не выявлено, то эффективным способом также является погружение прибора в воду.

Отсутствие повреждений

Отсутствие видимых повреждений батареи говорит о воздухе в корпусе. Тогда достаточное его спустить посредством специального крана. Если изменений не произошло, значит, образовался засор внутри секций. В этом случае понадобится снять и прочистить коллектор с патрубками.

Повреждение ниппеля или износ прокладок

Пустой алюминиевый радиатор достаточно снять с крючков или поддерживающих кронштейнов. Дополнительных фиксаторов, как правило, не существует. Фильтр и секции промывают мыльной проточной водой.

Важно! Во время разборки отопительного прибора нужно учесть следующее:

  • откручивание ниппеля происходит медленно, чтобы не сорвать резьбу;
  • направление маркирует производитель: D-правая, S-левая;
  • нижний и верхний элемент поочередно вращается в пол оборота, что исключает срыв и повреждение алюминиевых секций.

Все составляющие элементы подлежат промыванию, это позволит определить повреждение соединительных и уплотнительных элементов, а не корпуса, достаточно заменить прокладки и ниппель

Устранение повреждения корпуса

Строительный материал для ремонта батареи, называемый холодной сваркой, перед применением необходимо размять. Поверхность неисправного участка отопительного прибора при этом должна быть чистой и сухой. Далее массу наносят на трещину в корпусе или на узловое соединение по аналогии с пластилином. После застывания сварки алюминиевым радиатором отопления можно пользоваться. Альтернативным средством может служить герметик или смесь эпоксидной смолы с алюминиевым или бронзовым порошком.

Другой вариант исправления небольших дефектов батареи предусматривает наличие паяльника. Алюминий при контакте с кислородом покрывается окислительной пленкой. Чтобы она не мешала реставрации отопительного оборудования, нужно покрыть зачищенный участок флюсом с железом и канифолью. Припой далее помещают под защитное покрытие.

Наиболее эффективный способ устранения неполадки заключается в использовании аргонной сварки, так как результат характеризуется долговечностью, превышающей один отопительный сезон

Сборка, установка и запуск

Процесс сборки алюминиевого радиатора осуществляется после просушки используемого ремонтного средства и внутренней поверхности корпуса в целом. Порядок действий аналогичен демонтажу, только последовательность обратная.

Перед подключением проверить радиатор отопления можно с помощью напора воды. Его создает душевой шланг. Дополнительно можно наполненную батарею оставить на некоторое время в ванной. Если ремонт произведен качественно, то жидкость не проступит. Тогда допускается установка и подключение оборудования к водопроводу.

Советы профессионалов

При использовании холодной сварки в процессе ремонта отопительного оборудования для упрочнения состава дополнительно специалисты советуют воспользоваться бинтом или тканью с редким плетением. Материя будет служить в качестве армирования. Также поверх этого можно закрепить металлический хомут с прорезиненной вставкой.

При разборке алюминиевых секций латексные прокладки стоит заменить в любом случае. Причиной тому является редкое мероприятие по обслуживанию отопительного оборудования.

Перед покупкой нужно обращать внимание на тип подключения алюминиевого прибора. Если оно боковое, то регулировать количество секций не сложно. Другое исполнение, как правило, сопровождается дополнительным укорачиванием или наращиванием трубопровода.

Также выбор алюминиевой батареи должен регламентироваться особенностями централизованной системы отопления, если подключение будет осуществлено к ней. В частности, нужно выяснить рабочие давление и температуру в сети.

Заключение

Ремонт алюминиевых радиаторов отопления нередко производят с помощью специалистов. С заменой прокладок, регулировкой числа секций или исправлением небольших повреждений можно справиться самостоятельно. Это позволит сэкономить денежные средства, которые можно направить на приобретение материалов более высокого качества. Последнее, как правило, обеспечивает надежный и долговечный результат.

Ремонт радиаторов отопления

Порой случаются такие ситуации, когда незамедлительно требуется ремонт радиаторов отопления. Что делать в таком случае? Бежать и звать специалистов или пытаться что-то сделать самостоятельно? Постараемся разобраться.

Признаки поломки или «я ничего не трогал»

Отметим несколько возможных причин поломки радиаторов отопления:

  • Радиатор с самого начала был подобран неправильно. В зависимости от того, какой диаметр труб, давление и температура воды в системе, ставят разные типы радиаторов.
  • Ремонт батареи отопления может также быть вызван и тем, что его неправильно подсоединили к трубам отопительной системы.
  • Если центральная система отопления создает жесткие условия для работы. Например, если у теплоносителя повышена кислотность, а также наблюдаются резкие перепады давления – это приводит к тому, что металл переживает электростатическую или электрохимическую коррозию.
  • Если теплоноситель плохого качества, то он будет формировать налет на стыках секций батарей и в местах, где крепятся трубы.
  • Некачественный теплоноситель также будет засорять радиаторы и трубы – это повлечет за собой частую необходимость их промывки.

  • Межсекционные прокладки могут протереться, а резьбовые ниппели – разрушиться. Поэтому нужно регулярно менять прокладки между секциями.
  • Щелчки в батарее отопления – не обязательно поломка, однако при их появлении нужно вызвать мастеров, возможно, потребуется звукоизоляция батарей отопления. Так как то, что шумит радиатор отопления, может вызвать дискомфорт или стать причиной его поломки.

Теперь обозначим основные признаки того, что вашим батареям требуется тщательный осмотр и ремонт в дальнейшем или срочно:

  • Когда отопительный сезон в разгаре в прямом смысле слова, в помещениях вдруг стало заметно холоднее, то есть, батарея отопления не греет.
  • На стыках и в местах крепления появился налет, это может вызвать то, что в дальнейшем не работает радиатор отопления.
  • Появилась течь батареи отопления или лопнул радиатор отопления.

Если ваши батареи уже старше вас – лучше заменить их, потому что, скорее всего, постоянный ремонт батареи отопления своими руками вам обеспечен. Ведь современные модели будут более эффективными, так как их теплопроводность выше: в помещениях станет теплее, траты на отопление станут меньше. Помимо этого, новые батареи будут более красивыми.

Если заменить батареи нет возможности, то вам предстоит ремонт радиатора отопления своими руками, и как можно скорее. Лучше всего – будь то проблема, как устранить течь батареи отопления, или вы просто пока слышите шум в батареях отопления, незамедлительно обратиться к специалистам, которые произведут профессиональную диагностику.

Ремонтируем секционные батареи

Множество батарей отопления относится как раз к секционному типу. И в первую очередь, это батареи из чугуна и биметаллические. Конечно, профилактический осмотр лучше всего проводить еще до того, как на улице станет холодно, или когда уже потеплеет. Но очень часто самые активные действия начинаются уже после того, как проблема превращается в критически срочную.

Основная проблема – это протечка батареи отопления.

Именно она чаще всего вызывает ремонт. Приведем инструкцию, как устранить течь радиатора отопления самостоятельно:

  • Проверяем, действительно ли течет батарея отопления. Обычно место протечки видно сразу. Но бывает, что очень сложно найти его. Если это так, то радиатор снимается, затем погружается в емкость с водой. И там, где есть отверстие, начнут идти пузырьки воздуха. Но часто, чтобы выявить, где потек радиатор отопления, не составляет труда и так.
  • Готовим инструментарий. Когда вы уже определили место, где протекает батарея отопления, будем ее ремонтировать. Для этого подготовим тонкий стальной трос, замазку (смесь эпоксидной смолы и металлического порошка, густотертые белила цинковые, порошковый или полимерный герметик, холодная сварка – на выбор), полотно (или другая ткань или бинт, чтоб наносить замазку), металлический хомут (можно взять изоленту или резину с проволокой).

  • Когда мы обозначили прорыв батареи отопления и собрали инструменты, оборудуем место ремонта. Под радиатор кладем клеенку, ткань-непромокашку или же кусочек пленки. Сверху кладем большую тряпку для вбирания воды. Если надо – рядом ставим тазик или ведро.
  • Теперь место, где подтекает батарея отопления, нужно зачистить. Часто это место находится на стыке секций. Нужно снять старую обмотку, убрать части прокладки и краску. Берут струну и зачищают стык до металла. Очищенный участок промывается бензином, чтоб в дальнейшем новая обмотка прилегла хорошо.
  • Место, где потекла батарея отопления, нужно замазать. Состав замазки наносим на ленточку из ткани, максимально плотно наматываем ее на стык, делая 2-3 слоя – количество зависит от состава.
  • Замазанный участок, где раньше была такая проблема, как капает батарея отопления, закрепим хомутом. Хомут накладывают на замазку, стягивают его и фиксируют болтами и гаечками.

Когда отопительный сезон будет окончен, рекомендуется поменять этот радиатор на цельный и новый, или хотя бы его секции, которые повреждены. Помимо течи, распространенной является такая проблема, как воздух в радиаторе отопления. Воздух в батареях отопления лучше всего должны удалять специалисты, чтобы не вызвать в дальнейшем более серьезных ремонтных работ.

Установка радиаторов отопления: способы монтажа и порядок работ

Создание и ремонт системы отопления, как правило, предусматривает замену либо установку отопительных приборов. К счастью, провести данные работы при желании можно и своими руками, сэкономив массу средств. В каком порядке должна проводиться установка радиаторов отопления, что необходимо для выполнения работ и какие нюансы могут поджидать во время ремонта – об этом мы и поведаем в нашей статье.

Читайте также:  Тонкости изготовления коврика для ванной комнаты

Что нужно для установки?

Монтаж любого радиатора отопления не проходит без покупки определенных расходных материалов и использования специальных приспособлений. При этом, вне зависимости от типа, набор нужных материалов всегда остается практически идентичен. Различия заключаются лишь в небольших моментах, к примеру, для установки батареи из чугуна применяются более крупные заглушки, автоматический воздухоотводчик размещается выше системы, а кран Маевского не используется вовсе.

В отличие от чугунных изделий установка биметаллических и алюминиевых радиаторов отопления производится одинаково.

Что касается размещения панельных изделий из стали, то процедура их монтажа имеет небольшие отличия, затрагивающие момент навешивания батареи. В данном случае в наборе должны предусматриваться кронштейны, кроме этого, с обратной стороны обязательно должны находиться металлические дужки, посредством которых отопительный прибор устанавливается за крючки кронштейнов.

Запорная арматура

В процессе установки радиатора отопления также необходима пара запорных или шаровых кранов. В первом случае они должны регулироваться. Изделия размещаются на выходе и входе каждой батареи.

Обыкновенные шаровые краны применяются для экстренного ремонта, чтобы выключить и демонтировать радиатор, к примеру, на момент отопительного сезона. При таком подходе, даже если во время ремонта что-то пойдет не так, система будет по-прежнему функционировать без ремонтируемой части. Главным преимуществом подобного решения выступает малая стоимость шаровых кранов. Но с другой стороны вы лишаете себя возможности настраивать теплоотдачу.

Почти то же самое делают и запорные регулирующие краны, за одним исключением – они также могут корректировать интенсивность потока теплоносителя. Конечно, здесь цена вопроса будет немного выше, однако это даст возможность в дальнейшем изменять теплоотдачу. Помимо этого, внешне подобные устройства выглядят на порядок лучше, в особенности в угловом и прямом исполнении. В результате вы получаете более аккуратную обвязку.

При необходимости возле шарового крана на подаче теплоносителя можно установить терморегулятор. Он представляет из себя небольшой элемент, дающий возможность корректировать теплоотдачу батареи. Однако, если ваш радиатор отопления сам по себе неважно обогревает помещение, то монтировать терморегулятор не стоит! В противном случае поток уменьшится, и батарея станет греть еще хуже.

Сегодня существуют различные виды терморегуляторов, начиная с электронных автоматических и заканчивая обычными механическими. Последние, кстати, применяются в домах чаще других.

Заглушка

При боковом подключении радиаторы имеют, как правило, 4 выхода. Один из них прикрывается заглушкой, второй комплектуется краном Маевского, остальные два отводятся для обратного и подающего трубопровода. Как и подавляющее число современных отопительных батарей, изделие обычно окрашено белой эмалью, приятно дополняя интерьер дома.

Автоматический воздухоотводчик или кран Маевского

Эти элементы представляют из себя небольшие приспособления для сброса воздуха, накопившегося в радиаторе. Установка производится на коллектор, обязательна при использовании биметаллических и алюминиевых радиаторов. Габариты устройства существенно меньше, нежели диаметр коллектора, исходя из чего может потребоваться дополнительно переходник. Однако краны Маевского, как правило, поставляются вместе с переходниками. Единственное, что потребуется от покупателя – это точно знать диаметр коллектора.

Что касается автоматических воздухоотводчиков, то их установка также производится на радиаторы. В сравнении с кранами Маевского, они имеют более крупные габариты, из-за чего изготавливаются лишь из никеля и латуни. Со временем воздухоотводчики могут покрываться эмалью, портя внешний вид радиатора. Исходя из этого, установка этих элементов проводится не так часто.

Дополнительные инструменты и материалы

Кроме перечисленных элементов, для установки и навешивания радиаторов отопления обязательно потребуются кронштейны и крюки. Причем их число напрямую будет зависеть от габаритов самой батареи:

  • Если размеры изделия не превышают 1,2 метра либо количество секций не больше 8, то достаточным будет пары точек фиксации – по одной снизу и сверху;
  • Каждые следующие 5-6 секций или 50 сантиметров длины обязывают использовать по дополнительному фиксатору снизу и сверху.

Для герметизации соединений потребуется фум лента, сантехническая паста или льняная подмотка.

Вместе с этим во время работ не обойтись без дюбелей, уровня и дрели со сверлами. Кроме этого, потребуется специальное оборудование для крепления фитингов и труб, хотя оно по большей части зависит от типа труб.

Место крепления радиатора

Принято, что отопительные системы размещаются под окном. Нужно это для отсечения холодного воздуха от окна теплым, поднимающимся вверх. Избежать запотевания окон можно за счет габаритов отопительного прибора, где показатель ширины не должен превышать 70-75 процентов от ширины окна. При монтаже необходимо учитывать следующие параметры:

  • Расстояние от стены до стенки должно составлять от 2 до 5 сантиметров;
  • По центру оконного проема, где максимально допустимое отклонение не должно превышать 2 см;
  • Промежуток до подоконника 10-12 сантиметров;
  • Между полом и радиатором – 8-12 сантиметров.

Соблюдение перечисленных рекомендаций гарантирует оптимальный обогрев помещения и хорошую циркуляцию теплого воздуха.

Порядок монтажа батареи

Теперь поговорим о том, как правильно производится установка радиаторов отопления. Работы будет выполнять намного легче, если поверхность стены за батареей будет максимально ровной.

На участке намечается середина проема, под подоконником на расстоянии 10-12 см вычерчивается горизонталь. Вдоль этой линии в дальнейшем станет ровняться отопительный прибор. Размещать кронштейны следует таким образом, чтобы верх соответствовал начерченной линии, другими словами оставался строго горизонтально. Подобное расположение приемлемо для квартир и систем, использующих принудительную циркуляцию. По ходу теплоносителя в системах с естественной циркуляцией выполняется маленький уклон, равный 1-1,5 процентам. Превышать эти значения нельзя, иначе будут образовываться застои.

Установка на пол

Обычно монтаж отопительного оборудования производится на стены, однако бывает так, что они не способны выдержать даже маловесные изделия из алюминия. Такое бывает при обшивке стен гипсокартоном или штукатурке легким бетоном. В этих случаях применяется напольная установка.

Некоторые разновидности стальных и чугунных радиаторов изначально комплектуются ножками, однако не всегда они устраивают хозяев по своим характеристикам и внешнему виду.

Биметаллические и алюминиевые изделия также могут устанавливаться на пол. При этом предусматриваются специальные кронштейны, которые и фиксируются к напольной поверхности. Далее монтируется отопительное оборудование, на ножках дугой устанавливается нижний коллектор. Сами ножки бывают как с фиксированной ножкой, как и настраиваемой. Исходя из материала крепление может происходить при помощи дюбелей или гвоздей.

Фиксация к стене

В зависимости от вида дюбелей выбираются крюки. В стене просверливается отверстие нужного размера, куда в дальнейшем устанавливается пластиковый дюбель. Далее вкручивается крюк. Промежуток между отопительным прибором и стеной корректируется крюком за счет вкручивания/откручивания.

В процессе монтажа крюков стоит учитывать, что большая часть нагрузки будет приходить на верх конструкции. При этом низ необходим лишь для удерживания системы в нужном положении. Установка производится на 1,5 сантиметра ниже нижнего коллектора. Если этого не сделать, то в последующем радиатор просто не получится нормально повесить.

Кронштейны прислоняются в месте, где непосредственно будет происходить установка. С этой целью первым делом прикладывается к стене батарея, после чего отмечаются места соприкосновения кронштейнов. Далее просверливаются отверстия, забиваются дюбеля и вкручиваются кронштейны. Разместив все крепления, после навешивается батарея.

Способы обвязки радиаторов отопления

Установка отопительных систем проводится с последующим соединением к трубопроводу. Существует 3 основных метода подключения:

При выборе радиаторов с нижним подключением выбирать особо не приходится. Связано это с тем, что каждый производитель сам указывает подачу и инструкцию по установке, которую необходимо соблюдать! В противном случае просто не будет тепла в доме. При выборе систем с боковым подключением способов установки заметно больше.

Седельное соединение

При скрытой проводке труб либо нижней разводке установка данным методом считается менее заметной по готовому результату и более удобной.

При нижней однотрубной разводке и седельном соединении, как правило, применяют 2 способа – без байпаса и с ним. Краны могут монтироваться и без байпаса, при желании радиатор демонтируется с размещением временной перемычки между кранами.

Намного реже данный вид подключения применяется при вертикальной разводке, например, в стояках в многоэтажных зданиях. Объясняется это увеличенными тепловыми потерями, которые составляют 12-15 процентов.

Диагональное подключение

По теплоотдаче диагональное соединение радиаторов отопления считается наиболее оптимальным из всех. Теплоотдача считается самой большой.

В квартирах с вертикальными стояками и однотрубной системой готовый результат получается не самым привлекательным, хотя многие жильцы все равно мирятся с этим из-за повышенной эффективности.

Важно заметить, что байпас опять же будет нужен при однотрубной системе!

Одностороннее соединение

В условиях квартиры чаще всего используется одностороннее подключение. Оно может быть однотрубным, что вероятнее всего, или двухтрубным. Сегодня в квартирах чаще всего применяются металлические трубы, а потому есть смысл разобрать способ обвязки стальными трубами. Помимо труб нужного диаметра, для установки также потребуется по паре тройников, шаровых крана и сгона.

Все соединяется. Байпас считается обязательным при использовании однотрубной системы. При помощи него возможно выключение радиатора без необходимости спускать системы. На байпас устанавливать кран нельзя, иначе таким образом вы перекроете движение теплоносителя, сильно расстроив соседей. Да и от штрафа в таком случае отделаться будет сложно.

Льняной подмоткой либо фум-лентой уплотняются соединения с резьбой. Далее сверху наносится паста. Не нужно использовать много подмотки при закручивании крана в коллектор. При большом ее количестве не исключено образование микротрещин, что в дальнейшем приведет к дальнейшим повреждениям. Этот момент остается актуальным почти для всех отопительных изделий, не считая чугунных приборов.

Читайте также:  Ремонт ванной комнаты: интересные идеи и последовательность работ

Байпас можно и приварить, если есть соответствующий инструмент и навыки.

С двухтрубной системой байпас не обязателен. Внизу подключается обратка, сверху – подача.

Указанный вид соединения редко используется при нижнем расположении труб, например, когда они уложены по полу. Связано это с не самым привлекательным видом. Вместо этого чаще применяется диагональное соединение.

Ремонт радиатора отопления

Просмотров: 5007
Комментарии: Комментарии к записи Ремонт радиатора отопления отключены

Технология и последовательность ремонта радиаторов отопления зависит от вида и конструкции самой батареи. Кроме того, важна и причина поломки. К примеру, ремонт биметаллических радиаторов отопления не сильно отличается от ремонта любых других, все зависит от конкретной ситуации. Далее детально рассмотрим, как найти, локализировать и устранить неисправности в радиаторах отопления.

Типы и конструкция радиаторов отопления

В этой статье мы разберем последовательность ремонта таких видов радиаторов как:

  • стальные радиаторы отопления,
  • алюминиевые радиаторы отопления,
  • чугунные радиаторы отопления,
  • биметаллические радиаторы отопления.

При ремонте также следует учесть конструкцию радиатора. Основных видов конструкций четыре:

  • Секционные радиаторы – собранны из отдельных однотипных секций, надежно скрепленных между собой.
  • Монолитные радиаторы – представляют собой одну большую секцию-корпус.
  • Трубчатые радиаторы – не имеет объединяющего корпуса, т.к. теплоноситель циркулирует по трубам, которые и составляют корпус радиатора. Часто выполнены в нестандартных формах и размерах.
  • Панельные радиаторы. Состоят из двух металлических пластин, которые сварены между собой.

Для того, чтобы приступить к ремонту радиатора отопления, нужно знать, какие основные и дополнительные элементы, детали и компоненты входят в его конструкцию.

Общее устройство радиаторных батарей

Рассмотрим компоненты и детали, которыми оснащают радиаторы отопления. В зависимости от их типа и конструкции, комплектующие и дополнительные устройства будут различными, но в целом, перечень возможных компонентов, следующий:

  • секции и трубки – каналы, внутри которых циркулирует теплонесущая жидкость,
  • патрубки – соединяются с трубами для подвода и отвода теплоносителя,
  • разъемные кольца – закрывают место выхода трубы из стеновой панели,
  • пластиковый стержень – фиксирует разъемные кольца,
  • пробки – заглушки по бокам радиатора,
  • шаровой кран с вентилем – для перекрытия циркуляции теплоносителя,
  • кран Маевского – для ручного сброса давления в системе отопления, как вариант, устанавливают автоматический кран сброса давления,
  • терморегулирующая головка, с помощью которой настраивают температуру в помещении,
  • стальные втулки, межсекционные ниппели, силиконовые прокладки – размещают в местах соединения секций,
  • муфты, контргайки и кронштейны для крепления радиаторов отопления.

В комплект алюминиевого радиатора отопления иногда входит циркуляционный насос, который обеспечивает равномерный обогрев помещений. Его также используют и для других радиаторов, когда установлено нижнее подключение системы отопления, т.е. трубы подходят к радиатору снизу. В этом случае, применение циркуляционного насоса необходимо, иначе уровень теплопотерь существенно повысится.

Признаки и причины поломки радиаторов отопления

Возможные причины повреждения и поломки радиаторов отопления:

  1. Изначально некорректно подобранный радиатор. В зависимости от диаметра труб, давления и температуры воды в системе отопления, устанавливают различные типы радиаторов.
  2. Неправильное подключение радиатора к трубам системы отопления.
  3. Жесткие условия эксплуатации централизованной системы отопления. Повышенная кислотность теплоносителя и резкие перепады давления приводят к электростатической и электрохимической коррозии металла.
  4. Теплоноситель плохого качества в системе циркуляции отопления образует налет на стыках секций и в местах крепления труб.
  5. Некачественный теплоноситель засоряет секции радиатора и радиатор в целом. Это вызывает необходимость периодически их промывать.
  6. Деградация межсекционных прокладок и разрушение резьбовых ниппелей. Необходимо с определенной периодичной производить замену прокладок между секциями радиатора.

Основные признаки поломки и порчи радиаторов отопления, следующие:

  • во время отопительного сезона в помещениях стало холоднее, чем обычно,
  • на стыках секций и в местах креплений образовался налет,
  • появилась течь.

Если радиатор отопления очень старый, лучше всего его заменить. Современные модели более эффективны, обладают высокой теплопроводностью – в доме станет теплее, а расходы на отопление уменьшатся. Кроме того, новые батареи компактны и отличаются красивым дизайном.

В случае, когда нет возможности поменять радиатор, необходимо как можно скорее исправить поломку. Наилучшее решение – обратиться в специализированные службы или прибегнуть к помощи профессиональных мастеров. Но также можно попытаться осуществить ремонт радиаторов отопления своими руками.

Ремонт секционных радиаторов отопления своими руками

К секционным радиаторам относится подавляющее большинство. В первую очередь — это чугунные и биметаллические, реже металлические.

Безусловно, профилактический ремонт радиаторов отопления лучше всего производить до начала отопительного сезона или после его завершения. Однако часто мы начинаем что-то делать только тогда, когда проблема становится критической. Основная причина, по которой возникает необходимость в ремонте – это протечка горячей воды. Поэтому ниже приводится инструкция, как оперативно осуществить ремонт радиатора своими руками и избавиться от течи:

1. Диагностируем течь. Зачастую место, откуда потекла вода, видно невооруженным глазом. Но бывает и такое, что выявить его сложно. В этом случае, радиатор нужно демонтировать и погрузить в ванную с водой. Из того места, где образовалось отверстие, начнут подниматься пузыри с воздухом. Однако чаще всего необходимости снимать батарею нет, и ремонт осуществляется локально.

2. Подготавливаем инструмент. Когда определено место протекания, необходимо перейти к ремонту радиатора. Для этого приготовьте следующие инструменты и материалы:

  • тонкий стальной трос,
  • замазку. Можете использовать на выбор: смесь эпоксидной смолы и металлического (бронзового или алюминиевого) порошка; густотертые цинковые белила; полимерный или порошковый герметик; «холодную сварку» (обратите внимание на то, чтобы она была влагостойкой и выдерживала температуру до 100°С),
  • полотно, бинт или другую ткань для нанесения замазки,
  • металлический хомут. Если его нет — изоленту (или резину) и проволоку.

3. Оборудуем место ремонта. Под батарею положите клеенку, непромокаемую ткань или кусок пленки. Сверху – большую тряпку, которая хорошо вбирает воду. При необходимости, поставьте рядом таз или ведро для сбора воды.

4. Производим зачистку места протечки. Чаще всего место течи – стык между секциями радиатора. В этом случае необходимо снять старую обмотку, удалить куски разрушенной прокладки и слои краски. Воспользуйтесь струной (тонким тросом с узелками на концах) и зачистите поврежденный стык до металла. Промойте очищенный участок бензином или ацетоном, чтобы новая обмотка прочно закрепилась на радиаторе.

5. Замазываем поврежденный участок радиатора. Смешайте эпоксидную смолу и металлический порошок, состав нанесите на узкую ленту из ткани. Максимально туго намотайте ленту со смесью на стык в два-три слоя. Если в качестве замазывающего средства применяются цинковые белила, тогда — в четыре-пять слоев. При употреблении «холодной сварки», нужно отрезать от нее небольшой кусок и размять его руками до однородной консистенции. Наносят сварку по окружности стыка, тканевую ленту использовать не нужно.

6. Закрепляем замазанный участок металлическим хомутом. Наложите хомут поверх замазки. Стяните его и надежно зафиксируйте при помощи болтов и гаек. Соединение хомута должно находиться в стороне, противоположной месту протекания. Если нет хомута – используйте изоляционную ленту или кусок резины. Резину лучше вырезать из эластичного медицинского жгута или велосипедной камеры. Изоленту или резину намотайте в несколько слоев, края крепко скрутите металлической проволокой.

Когда отопительный сезон будет окончен, рекомендуется заменить дефектный радиатор отопления или хотя бы его поврежденные секции. При отсутствии такой возможности, следует удалить старую обмотку и обработать место протекания заново по той же схеме. Сделать это необходимо до начала следующего отопительного сезона, чтобы новая обмотка успела хорошо просохнуть. Ремонт чугунных радиаторов отопления выполняется таким же образом.

Ремонт алюминиевого радиатора отопления методом пайки

В некоторых случаях, поврежденные участки алюминиевого радиатора необходимо запаять. При наличии навыков работы с паяльником, осуществить подобный ремонт несложно. Однако учтите, что алюминий и его сплавы плохо поддаются пайке, поэтому осуществлять подобную работу нужно крайне аккуратно. Итак:

  • подготовьте поверхность для пайки и нанесите на нее железно-канифольный флюс;
  • нагретым паяльником протрите поврежденную зону;
  • когда канифоль растечется по поверхности, введите оловянно-свинцовый припой с примесью железных опилок.

Запаянный алюминиевый радиатор рекомендуется заново окрасить. Для этого:

  1. Сотрите старый слой краски специальной смывкой.
  2. Тщательно обработайте радиатор наждачной бумагой.
  3. Термостойкую краску или эмаль нанесите ровным слоем сверху вниз. Если радиатор секционный, начните покраску с участков между секциями. Учтите, что при покраске радиатор должен быть холодным.

Некоторые советы и рекомендации по увеличению тепла в доме

Напоследок, несколько советов для улучшения работы радиаторов отопления и отопительной системы в целом:

  • Покраска радиатора (в частности, чугунного) в темный цвет увеличивает долю тепла, отводимую излучением.
  • Рекомендованное расстояние от радиатора до подоконника – 100 мм, а от стены до батареи — 20 мм. Иначе нарушается тепловой поток, и эффективность отопительной системы снижается;
  • Чтобы увеличить тепловое излучение, направленного внутрь помещения, прикрепите к стене за радиатором теплоизолирующую пленку с фольгированной поверхностью.

  • Оптимальное расстояние от поверхности пола до батареи – 120-150 мм. Если не последовать этому правилу, резкие перепады температур будут вызывать сквозняки в доме;
  • При обратном подключении (когда горячая вода подается в радиатор снизу) общая мощность системы уменьшается примерно на семь процентов.
  • На эффективность системы отопления также существенно влияет место установки радиатора. Максимальный эффект дает размещение под подоконником – 96-97%. Если батарея находится в нише в открытом виде, то эффективность снижается до 93%; если радиатор закрыт частично – до 88-93%, если полностью – до 75-80%.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...